Если вы управляете офлайн-магазином, с ним всё более-менее понятно. У вас есть система учёта проданных товаров, по которой вы ориентируетесь, что любят и покупают ваши клиенты. Вы даже можете знать их в лицо. Кто они, где живут и сколько им лет.
А если у вас интернет-магазин? Даже с настроенными инструментами аналитики вы не сможете ответить на вопрос, кто ваши покупатели в интернете?
Сегодня я расскажу вам, как ответить на него. Конечно, не без помощи знакомого вам всем инструмента Google Analytics.
Зайдите в ваш аккаунт Google Analytics в раздел «Администратор».
Выберите вкладку «Настройка профиля».
Найдите пункт «Настройки электронной торговли» и установите его значение на «Я продаю онлайн. Включить отслеживание продаж».
Далее необходимо встроить на сайт код отслеживания электронной коммерции. Вставлять его нужно на страницу «Спасибо». Это та самая страница, куда пользователь переходит после совершения покупки на вашем сайте. Например, на странице «Спасибо» может быть надпись: «Спасибо за покупку в нашем интернет-магазине!» Вне зависимости от товара, который приобрёл посетитель, страница останется такой же, например: https://onlinemagazin.com/spasibo/
Встраиваем в неё (перед закрывающим тэгом </head>) следующий код:
_gaq.push(['_setAccount', 'UA-XXXXX-X']);
_gaq.push(['_trackPageview']);
_gaq.push(['_addTrans',
'1234', // номер заказа (id) – обязательный параметр
'onlinemagazin', // название компании
'125', // стоимость покупки - обязательный параметр
'', // налог
'25', // стоимость доставки
'Москва', // город
'Московская', // область
'Россия' // страна
]);
_gaq.push(['_addItem',
'1234', // номер заказа (id) – обязательный параметр
'Фрукты', // код типа (категории) товара - обязательный параметр
'Мандарин, // название продукта
'Мароканский', // категория продукта
'50', // цена за штуку - обязательный параметр
'2' // количество - обязательный параметр
]);
_gaq.push(['_trackTrans']);
Конечно, в вашем коде не будут фигурировать «фрукты» и «onlinemagazin» - эти переменные я вставил ради примера. У вас там будут просто одинарные кавычки – ’ и ’. Параметры, которые передавать не обязательно, можно не указывать, например, параметр «налог». Но кавычки, в которых передаётся значение параметра, нужно оставить.
По этому примеру кода можно понять, что пользователь из Москвы купил 2 мароканских мандарина по цене 50 рублей, заплатив за доставку 25 рублей. Сумма покупки составила 125 рублей.
Итак, код установлен, данные собираются, люди покупают. Начинаем анализировать!
Зайдите в раздел «Конверсии» вашего аккаунта Google Analytics, выберите отчёт «Электронная торговля» – Обзор.
А на этой странице вы сможете увидеть сводную информацию по всей электронной торговле на вашем сайте за выбранный период.
Однако количество проданных «мандаринов» и сумма выручки вам вряд ли что-то расскажет нового. Эту информацию можно посмотреть и в бухгалтерских документах, и в складских накладных. Наша цель – зарабатывать больше, оптимизировав издержки. В случае интернет-магазина – это снижение стоимости привлечения посетителя на сайт.
Кликните на ссылку «Источник или канал» внизу меню «Главные источники дохода»:
Из таблицы видно, что больше всего покупок было совершено с прямых заходов на сайт. Далее по популярности бесплатный поиск в сетях Яндекс и Google. Причём разница в доходах от этих источников довольно велика – в 2 раза.
Теперь давайте посмотрим на пример с платным трафиком:
22,61% от дохода приносит реклама в Яндекс.Директе, что более чем в 4 раза выше, чем платная реклама в системе Google (5,32% дохода). Если вы тратите на рекламу в сети Google больше, чем получаете отдачи – задумайтесь над перераспределением рекламного бюджета.
Сравните отдачу каждого из каналов привлечения. Может оказаться так, что на какой-то канал вы тратите больше, чем он приносит прибыли. А на другой канал вы тратите совсем немного, но отдача от него в разы больше, чем от более затратных.
Также проанализируйте, какой продукт часто добавляют в корзину, но не покупают. Почему не покупают? Не хватает убеждающих факторов? Трудности с доставкой товара? Или грубые ошибки в юзабилити сайта? Возможно, вам стоит устроить распродажу или предложить специальные условия для покупателей. А может, вам просто-напросто надо проще описать процесс покупки в вашем интернет-магазине.
Помните, что всё учесть невозможно, да и технологии отслеживания поведения пользователя не совершенны. Покупатель мог вернуть товар обратно или отменить заказ; или перезвонил вам по телефону и попросил добавить к своему заказу ещё несколько мандаринов. Из-за этого количество реально проданного товара (и, соответственно, размер прибыли) может отличаться от данных в отчётах E-commerce.
Больше про E-commerce вы сможете прочитать здесь:
https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/gajs/gaTrackingEcommerce
или здесь:
https://developers.google.com/analytics/devguides/collection/gajs/methods/gaJSApiEcommerce
Или оставляйте ваши вопросы в комментариях! С радостью на них ответим! ;-)
Бонус!
[EPSB] Продавайте с умом.[/EPSB]
Выясните, какой продукт имеет самую большую долю покупок от всех добавленных в корзину. Если его покупают чаще, значит, он востребован среди ваших клиентов. Поместите рекламу продукта на главную страницу или облегчите его поиск другим способом. Это может поднять его продажи.
Показатель отказа от покупки может стать большим толчком для развития вашего бизнеса. Сколько прибыли вы не дополучили из-за того, что пользователь не совершил покупку? Посчитайте, сколько денег вы теряете ежедневно и ежемесячно и проанализируйте результаты. Это подскажет вам пути по оптимизации вашего интернет-магазина и бизнес-процессов в целом.
Сравните, какие продукты покупают чаще с категориями продуктов. Может оказаться так, что лидер продаж – «мандарины марокканские». А самая популярная категория – овощи. Это говорит о плохом продвижении категории «фрукты» в целом.