В прошлом посте про юзабилити «Всё, что вы хотели знать о поиске на сайте» мы оговорились, что добраться до контента можно через поиск и через каталог (и навигацию по сайту).
Сегодня рассмотрим второй способ.
Каталогизация помогает рассказать посетителям, что у вас в итоге есть на сайте, а также дать возможность походить по вашему сайту тем, кто ещё не определился с выбором.
Например, интернет-магазин электронной техники, в котором есть такие разделы: для кухни, для ванны, крупная бытовая техника и т. д.
Но представьте, что на такой сайт зашёл пользователь, которого интересует машинка для удаления катышков. В каком разделе каталоге ему искать? Мелкая бытовая техника? Техника для ванны? Прочее?
Вывод: не нужно надеяться на одну лишь каталогизацию. Каталог лишь помогает упорядочиванию и знакомству с ассортиментом.
Кому может понадобиться список всех 500 микроволновых печей, которые есть у вас в наличии?
В этом случае поможет хороший поиск.
Либо, каталог с фильтром (о фильтрах в следующих постах).
Хотя если вы владелец сайта с женской одеждой, то ваши клиентки могут пролистать и все 500 платьев (-:
Важно: исходите из аудитории и их задач.
Говоря о каталоге и навигации по нему, нельзя не вспомнить правило «трёх кликов».
«Чтобы интерфейс был понятен на интуитивном уровне, пользователь должен иметь возможность найти необходимую ему информацию на странице в пределах трех кликов после входа на сайт».
Вы наверняка слышали правило тех самых заветных трёх кликов, в пределах которых должна находиться нужная пользователю информация. Бытует мнение, что оно было сформулировано Джефри Зельдманом в 2001 году, однако некоторые специалисты утверждают, что такое правило было сформулировано значительно раньше, а Зельдман лишь повторил популярный тогда тезис в своей книге.
Самое важное, что правило трёх кликов ничем не было подтверждено.
Напротив, исследования Джошуа Портера, проведённые в 2003-м году (https://www.uie.com/articles/three_click_rule/) говорят о том, что пользователям не важно количество кликов.
Пользователи с одинаковой вероятностью могут покинуть сайт как после трёх, так и после 25 кликов.
Нет оснований считать, что пользователь уйдёт с сайта, как только кликнул заветные три раза.
Вспомните, как вы, сидя в том же Вконтакте можете, кликнуть и 50 раз. И это количество не влияет на то, что вы уйдёте с сайта.
Если пользователь уверен в результате и заинтересован в поиске информации, количество кликов не будет являться решающим фактором, чтобы покинуть сайт.
Важно: пользователь должен понимать, где он находится, как сюда попасть и как отсюда уйти.
Иногда большее количество кликов даже помогает пользователю понять, как он сюда пришёл и как здесь всё устроено.
После каждого шага нужно давать подсказки (например, те же «хлебные крошки», breadcrumbs), и ясно давать понять, куда двигаться дальше и куда кликнуть, чтобы найти нужную информацию.
Важно не количество кликов, важна удовлетворённость пользователей при использовании сайта и удобство достижения цели, сдобренное логичностью и ясностью дальнейших действий.
В том же исследовании Джошуа Портера было выявлено, что от количества кликов не зависит и удовлетворённость пользователей.
Поэтому нужно не сокращать клики, а повышать удобство пользования и навигацией сайта.
Подумайте о том, куда пользователь может пойти, и спроектируйте продолжение его пути. Подскажите, что делать дальше.
Ориентируйтесь не на количество кликов, а на решение проблем пользователей.
К слову говоря, то же можно применить не только к количеству кликов, но и к заветному «первому экрану». Люди прокручивают страницы. Главное вселить в них уверенность, что важная для них информация есть дальше.
76% пользователей прокручивают страницу дальше первого экрана, а 22% — до конца страницы независимо от её длины. https://blog.clicktale.com/2007/10/05/clicktale-scrolling-research-report-v20-part-1-visibility-and-scroll-reach/
Дайте понять посетителям своего сайта, что дальше первого экрана действительно есть что-то полезное.
[EPSB] Ваш сайт хорошо работает? Проверить. [/EPSB]
В следующем посте мы как раз коснёмся вопроса прокрутки страницы (скроллинга) и постраничной навигации (пагинации).