Как и во всех остальных направлениях интернет-маркетинга, в email-маркетинге все начинается с планирования. Основная цель этого этапа — разработать последовательность дальнейших действий и произвести подготовительные работы.
В самой базовой форме план работы email-маркетинга у интернет-магазина выглядит примерно так:
Перво-наперво, нужно определиться с показателями эффективности email-маркетинга. Какие глобальные метрики мы будем отслеживать? Например, можно взять "джентльменский набор":
Разумеется, чтобы понимать эффективность email-маркетинга после его запуска, нужно предварительно рассчитать примерные значения вышеперечисленных показателей.
На следующем этапе подготовки нужно изучить конкурентов. Наверняка, интернет-магазин, который вы делаете не уникален в выбранной тематике. Это не плохо — на мой взгляд, в этом наоборот есть большой плюс. Если у вас есть конкуренты, которые уже довольно успешно работают на рынке и используют email-маркетинг, то милое дело — подглядеть у них какие-то методы, фишки и идеи. Да и, в принципе, не помешает выяснить, у каких конкурентов email-маркетинг лучше развит.
Попробуйте сделать тестовые заказы у конкурентов и обратите внимание на следующие моменты:
Для наглядности и удобства, можно свести результаты этого анализа в табличку.
Теперь, в том числе на основание проведенного анализа конкурентов, нужно продумать какие рассылки вы будете по этой базе проводить:
При выборе рассылочного сервиса (а я рекомендую использовать именно интернет-сервисы, а не специальный софт), нужно держать в голове определенные требования. Сервис должен уметь загружать базу подписчиков вручную или автоматически (посредством API). Эту базу он должен сегментировать по определенным критериям. В нем должен быть функциональный html-редактор. Должна быть возможность создавать автореспондеры. И, разумеется, не забываем о тестировании и аналитике — сервис должен позволять проводить сплит-тесты и давать подробную статистику по кампаниям.
Подобных сервисов существует огромное множество (и то и дело появляются новые), но все они, в целом, делятся на:
Посмотрите все эти сервисы и выберите, какой подходит именно вам. Я бы советовал начать с MailChimp — он довольно удобен и функционален. К слову, все рассылки ЛидМашины мы делаем именно в нем.
На этом этапе, в том числе на основание проведенного анализа конкурентов, нужно продумать, как именно вы будете собирать базу подписчиков. Советую вам использовать как можно больше разнообразных форм для сбора подписчиков:
И пока вы работаете над формами для сбора лидов, подумайте о следующем этапе — как автоматизировать попадание подписчиков с разных источников в базу рассылочного сервиса.
Конечно, можно раз в неделю вручную переносить адреса подписчиков их своей базы (в CRM или вообще в Excel-табличке) в рассылочный сервис. Но это долго и муторно. И если массовые информационные рассылки смогут подождать, то вот автоматические письма должны отправляться четко по графику и не зависеть от того, когда вы решите обновить базу.
Здесь нужно иметь дело с API сервисов, поэтому без специальных навыков тут не обойтись. Нужно будет привлекать веб-разработчика. Однако, не получится всю работу свалить на него одного. От вас потребуется написать техническое задание на разработку скриптов, которые и будут делать синхронизацию базы рассылочного сервиса и, например, базы вашей CRM. Опишите в ТЗ, какой результат хотите получить в итоге, предоставьте технические данные (логин, пароль, документацию к API и т.п.).
Во многих сервисах есть уже готовые интеграции через API. Однако, есть вероятность, что они не будут полностью отвечать вашим требованиям.
На этом этапе нужно разработать план контента, который будет содержаться в письмах, разработать их дизайн, а также определиться с периодичностью рассылок.
Какой контент может входить в рассылку:
Как и в случае с формами, будет лучше, если вы привлечете для работы над письмами дизайнера, верстальщика и копирайтера. Это, своего рода, инвестиция. И окупится она очень быстро.
Если представить письмо в виде «воронки продаж», то она будет иметь примерно следующий вид:
Если у письма удачная тема, пользователь его откроет. Картинки и тексты внутри донесут до него суть послания, а ссылки приглашают пойти дальше — посетить сайт и совершить покупку. Но далеко не все подписчики, открывшие письмо, дойдут до «дна» воронки. Однако, если письмо составлено грамотно, а предложение достаточно интересно — можно расчитывать на отклик.
Вот какие письма можно отнести к автоматическим:
Итак, база подписчиков автоматически собирается, есть регулярные и автоматические рассылки. Теперь настает время выяснить, как хорошо все это работает. В плане эффективности рассылок, следует проводить аналитику следующих показателей:
При этом, разные типа рассылок нужно анализировать в разное время. Например, данные по регулярным рассылкам следует анализировать примерно раз в неделю, а автоматические — раз в месяц.
Кроме эффективности рассылок, следует проводить анализ форм подписки. Число пользователей, подписавшихся на рассылку через ту или иную форму за месяц, вам особо ничего не даст. Но вот в динамике этот показатель будет более нагляден. Если какой-то из источников подписчиков не работает, можно попытаться улучшить его путем последовательного (проверять один за другим разные варианты) или параллельного (споит-тестирование) тестирования. Изменяйте элементы форм, призывы к действию — экспериментируйте.
На ряду с тестированием различных форм подписки, я рекомендую также проводить тестирование самих писем. Тестировать можно тему письма, содержание или время отправки. Как правило, рассылочные сервисы имеют встроенный функционал для подобного рода тестов, так что никаких проблем с этим возникнуть не должно.
Если вы скажете, что информация в этой статье дана очень сжато, поверхностно и даже немного скомкано, то я с вами, пожалуй, соглашусь. Email-маркетинг — это не та сфера, о которой можно рассказать в одной статье. Этому посвящают серии статей и даже книги.
Данная статья написана под вдохновением и на основе замечательной книги Алексея Ефимова "E-mail маркетинг для интернет-магазина: инструкция по внедрению", которую выпустило наше издательство PushBooks. Там вы сможете более подробно, с понятными примерами, прочитать о том, как запустить email-маркетинг для интернет-магазина.