В последнее время в сети всё чаще публикуют большие, обстоятельные статьи на разные темы: от устройства банкомата до правил пользования Почты России. Такие статьи — важная часть контент-маркетинга. Однако писать их сложнее, чем обычные постики в блог.
Я написал много таких статей. Расскажу, как делать их хорошо.
Создание обстоятельной статьи состоит из шести этапов:
Иногда заказчик статьи знает тему, но чаще её предлагают выбрать самостоятельно. В таком случае я пишу список тем, или темник.
Темник для «Биз-Цен» — агрегатора коммерческой недвижимости в Москве и Петербурге.
Я обычно готовлю темник на 8-10 тем — из них получается отобрать одну или две хороших. Можно выбирать из трёх тем, но так можно и плохую тему выбрать (за неимением действительно хорошей).
Чтобы придумать темы, я делаю подготовительную работу: общаюсь по скайпу с заказчиком, читаю старые материалы, смотрю, что пишут конкуренты. Если предстоит написать серию статей, то прошу связать меня с клиентами — спрашиваю, какие у них проблемы, о чём хочется почитать.
Каждую тему слегка раскрываю. Удобно делать это вопросами. Тема этой статьи выглядела бы так:
Как писать обстоятельные статьи.
Готовый темник показываю заказчику. Важно не просто отправить ссылку на гугл-док, а созвониться и обсудить каждую тему. В процессе разговора негодные идеи отсеются, останутся клёвые и те, что ничего. Плохие темы я выделяю красным, потенциальные — жёлтым, а подходящие — зелёным цветом.
Если зелёных тем несколько, мы выбираем лучшую.
Когда выбрал тему, пишу задачник — небольшой документ из трёх абзацев. В нём формулирую аудиторию статьи, её боль и то, как материал справится с этой болью.
Вот как выглядит задачник для этой статьи:
Аудитория | Специалисты в IT: маркетологи, менеджеры, дизайнеры, копирайтеры. |
Боль | Большой текст-рассказ вроде статьи в «Тинькофф-журнале» кажется им неподъемной работой. Непонятно, как такой написать. С чего начать? Где взять материал? Как сделать так, чтобы получилось круто? Где нанять копирайтера и как понять, что он не делает фигню? |
Как решаем | Рассказываем, как устроена работа над статьёй изнутри, от лица редактора. Даём пошаговую инструкцию, как сделать не хуже, чем в «ТЖ». |
Задачник нужен прежде всего мне, редактору. Он будет маяком — поможет не сбиться с цели. Можно думать о нём как об электронных билетах на самолёт. Обычно они не нужны, но если забудешь, когда вылетаешь, есть где посмотреть.
Можете не показывать задачник заказчику.
Это самая долгая и часто непростая часть.
Чтобы написать статью хорошо, автор должен разбираться в теме лучше читателя, в идеале — на уровне профи.
Чтобы стать профи, я общаюсь с профи: по скайпу или телефону. Обычно диалог строится так: я говорю, что новичок, и прошу подробно рассказать мне о теме. Назваться полным профаном не стыдно: так рассказчик будет объяснять понятнее
Если собеседник не может поговорить и просит прислать ему вопросы письмом — я понимаю, что получится шляпа, и отказываюсь. Писать трудно, долго. Скорее всего, вы получите по паре бесполезных предложений на каждый вопрос. Живое общение ничто не заменит.
Круто, если собеседников несколько. С одним экспертом часто бывают затыки: он может что-то забыть, что-то не любить, что-то напутать. Когда я готовил мини-книгу о безопасности банкоматов, то поговорил с дюжиной специалистов. Некоторые противоречили друг другу — их я отсеял.
Разговоры по телефону и скайпу принято записывать, но я обхожусь заметками в блокноте.
Конспект большой статьи о таксомоторном бизнесе. Два часа разговоров по скайпу — десять страниц заметок.
Мой блокнот и запись разговора. Со стороны это выглядит каракулями, но мне всё понятно.
В разговоре обязательно прошу ткнуть меня носом в источники знания по теме. Часто собеседник присылает гору полезной информации: ссылки на статьи и видео, делится книгами. Всё это куда круче случайных статей в интернете.
Все материалы храню в папочке проекта. Так их не приходится собирать по почтовым цепочкам.
Когда чувствую, что информации достаточно, перехожу к черновику.
Написать черновик — это самое простое. Я просто беру и пересказываю всё, что узнал по теме.
Чтобы избежать страха белого листа, я пишу мысли списком. Одна идея — один пункт. Вот так выглядел первый черновик к этой статье.
Пишу сколько пишется — пока мысли не кончатся.
Важно не бросаться в редактуру, не исправлять кривые фразы и не двигать пункты местами. На этом этапе важно выложить все мысли из головы на бумагу, а редактура подождет до следующего шага
Когда идеи кончаются, я перечитываю написанное и разворачиваю, дописываю пункты. Когда всё допишу, удаляю номера списков, и получаю первый черновик.
Обычно я редактирую в пять этапов.
Вот как было и как стало после текстовой гигиены:
Максим Ильяхов главредит мой черновик статьи для «Тинькофф-Журнала».
Если своего главреда нет, его можно нанять. Если оценивать субъективно, вы доплатите треть от стоимости статьи, а работа станет вдвое лучше. Главреда стоит поискать среди авторов хороших больших материалов, которые вам нравятся.
Когда текст совсем готов, его отправляют в вёрстку. Круто, если редактор может сделать это сам, или способен проконтролировать результат.
Верстаю необъятный предпринимательский курс для «Сбербанка».
Вот так выглядит мой издательский цикл. В среднем он занимает неделю при средней загрузке и сговорчивых экспертах.
Напоследок дам несколько советов тем, кто хочет создавать такие материалы, но чужими силами.
Темник в гугл-доке — не менее 10 тем с кратким описанием каждой |
1 октября |
План статьи и график общения с экспертами | 5 октября |
Черновик статьи | 8 октября |
Чистовик статьи, главред сказал «Хорошо» | 10 октября |
Готовая вёрстка | 12 октября |
Надеюсь, статья принесёт вам пользу. Если у вас есть вопросы о том, как писать большие материалы — задавайте в комментариях, я отвечу.