Идея самостоятельно продвигать компанию с помощью inbound-маркетинга лишь сначала кажется интересной и творческой. Через 4–6 месяцев сотрудники, взвалившие на себя эту ношу, понимают, что даже такое необычное дело, как еженедельное производство контента и его продвижение может, превратиться в рутину.
Постепенно эйфория от первых материалов проходит и результаты радуют уже не так сильно. Блог ведут на автомате, не задумываясь о его развитии, качестве публикаций, рассылок и других составляющих. Если хотите получить от входящего маркетинга достойные результаты, так делать нельзя. Как и любой канал связи с клиентом, блог нужно дорабатывать и развивать.
Я не буду читать нотации. Наоборот, хочу помочь всем отчаявшимся и перегоревшим. Для этого я подготовила список улучшений, которые разнообразят рутинную работу над блогом и увеличат количество потенциальных клиентов.
А если вам кажется, что перегорели вы не от блога, а от работы, почитайте статью, как бороться с профессиональным выгоранием.
Чтобы понять, что можно улучшить, вспомним, а с чем мы вообще работаем. Если коротко, в inbound-маркетинге есть три типа задач: создание контента, его распространение и рассылки.
С контентом в компаниях обычно справляются лучше всего. Хотя и здесь после года работы бывает что усовершенствовать. Например, количество статей. Чтобы добиться ровного результата, в месяц стоит выпускать 6–8 материалов — за год должно накопиться больше 70. Если меньше, стоит взять себя в печатные рукавицы и вплотную заняться контентом.
Но о количестве и качестве контента говорят все, кому не лень. Вы и без этой статьи наверняка задумывались о его улучшении. Так что давайте быстрее перейдём к рассылкам и распространению текстов.
Почти у всех блогов одна проблема — у них слишком мало подписчиков. Поэтому самый очевидный совет по улучшению входящего маркетинга через год работы — создавать больше лид-магнитов. Для этого:
Не забывайте, что важен не только лид-магнит, но и то, как вы его предлагаете. Поэтому обязательно доработайте формы подписки. Убедитесь, что используете все возможные варианты:
Установить всё сразу не призываем, но вот опробовать разные варианты в статьях, на страницах рубрик и главной точно стоит. Возможно, на ваш блог не подписываются лишь потому, что читатели не видят формы подписки.
Не забудьте о призывах к действию. Признавайтесь, грешите тем, что во всех формах написан одинаковый текст?! Ничего, мы тоже когда-то грешили, но исправились. Теперь где-то призываем более творчески, где-то спокойно. Все зависит от темы статьи, ЦА и самого лид-магнита. Но главное — читатель не устаёт от одинаковых предложений «Подписаться на нашу рассылку».
Почитать про лид-магниты и формы подписки.
Собрать базу подписчиков — полдела. Неплохо бы ещё знать, что это за люди, почему они вас читают и чего вообще хотят. В идеальном блоге подписчики сегментируются сразу, например, через разные типы контента или способы подписки.
Но чаще всего блоги совсем неидеальны. Когда их только внедряют, менеджеры думают лишь о том, как бы написать эти статьи! Поэтому до сегментации руки не доходят.
Во второй год существования блога нужно узнать больше о подписчиках и сегментировать их.
Исправьте ошибки прошлого и разделите на сегменты тех, кто уже с вами. Это можно сделать с помощью небольшого опроса. Какую информацию будете узнавать, зависит от ваших целей.
Например, в вашем блоге есть контент для детей подросткового возраста и родителей. С самого начала вы не разделили формы подписки и все подписчики падали в один список. Но покупают-то только родители, значит отклик с их стороны важнее. Чтобы разобраться, кто тут с деньгами, отправьте по всему списку логичный вопрос: «Вы подросток или родитель?». В обмен пообещайте, что письма станут интереснее.
Эта простейшая сегментация уже поможет стать ближе к продажам. Правда обещание стоит всё-таки выполнить — письма теперь действительно должны быть ориентированы на каждый из сегментов.
Когда получите ответы от детей и родителей, разбейте всех подписчиков на два списка. Важно, чтобы теперь эти списки пополнялись правильно, а значит нужно перенастроить формы подписки.
Для начала проверьте те, что с лид-магнитами: какие из них для детей, а какие для родителей? Очевидно, что теперь подписавшиеся через них люди должны попадать в разные списки.
В основных формах (с нашим любимым предложением «Подпишись на новости») тоже можно ввести разделение. Например, на страницах с подростковыми материалами призыв к действию будет:
«Классный пост нашем блоге выйдет раньше Half-Life 3. Хочешь пришлем его тебе на почту?»
В статьях для родителей текст можно сделать спокойнее:
«Оставьте свой емейл, и мы пришлем новые полезные материалы»
Не свою форму в таком случае решат заполнить разве что очень любопытные.
Раз списки подписчиков теперь разные, то и приветственные цепочки писем тоже должны измениться.
Чтобы контент пошел «в народ», его нужно немного подтолкнуть. И чем больше новых материалов появляется в Сети, тем сильнее должен быть этот «пинок». Если пару лет назад еще можно было обойтись бесплатными способами распространения, то сейчас нет уверенности даже в том, что реклама сделает блог популярным. Нужно искать всё более изощрённые способы.
Как и в случае с формами, чтобы попробовать новые способы распространения материалов, вспомним какими они вообще бывают:
1. Платными. Для блога это в основном реклама в соцсетях: таргетированная или размещённая в сообществах. Второй вариант для продвижения постов со ссылкой на статью обычно дешевле и эффективнее — примерно в 1,5–2 раза.
2. Бесплатными. Здесь вариантов гораздо больше. Большинство из них перечислила моя коллега Елена Чуланова в посте про распространение контента. Все ли из них вы используете? Проверяем по списку:
Если какой-то из этих методов в первый год обошли стороной, пришло время попробовать.
Добавлю, что сейчас одним из самых популярных способов распространения стало общение с приглашенными экспертами/коллегами. Тенденция разрослась из комментариев в полноценные посты и упоминания в рассылках. Может быть вы заметили, как дружны стали многие digital-агентства? Начали публиковаться друг у друга в блогах, мелькать в рассылках, делать вместе курсы. Ой не просто так мы дружим.
Каждый маркетолог желает знать, когда блог начнёт приносить деньги. К сожалению, формулу ещё не вывели, и даже новые отчёты в «Яндекс.Метрике» для медиа в этом пока не помогли. Поэтому, чтобы притянуть блог к продажам, снова придётся немного поработать руками.
Стандартная проблема блогов, создававшихся два-три года назад, — небольшое количество продающих элементов. Так сильно все хотели полюбить своих клиентов, что даже формы обратного звонка в блоге отключали. А стоило ли? Конечно, нет.
Многие эту проблему уже пофиксили: формы включили и добавили чуть больше точек контакта, с которых читатель может перейти на страницу продукта. Если раньше ограничивались только текстовым упоминанием, то теперь в ход пошли картинки, баннеры и даже всплывающие на половину экрана окна.
Мы советуем не уходить в крайности:
Не забывайте, что блог, как и любой другой способ продвижения, требует постоянного отслеживания и анализа. Я уже рассказывала, как видеть результат inbound-маркетинга в метриках. С новыми отчётами для медиа от «Яндекса» аналитика блога должна стать проще. Но если нужно отслеживать продажи, к стандартным целям «Метрики» (покупка, звонок и т. п.) всё же стоит добавить переходы из блога на продуктовые страницы сайта.
Подведём итог. Через год после начала работы блога вам стоит:
Хочется написать: «Надеюсь, вы нашли для себя полезные советы». Но круче, если вы их здесь не нашли, и в вашем блоге просто всё классно!