Веб-пуши — это сообщения, которые всплывают в окне браузера подписчика, находящегося в сети. Инструмент относительно молодой: впервые они появились в 2009, но популярность приобрели в 2013, с обновлением сервиса Google Cloud to Device Messaging, особенно в нише новостных и контентных ресурсов.
Галина Панасюк, глава CRM-направления Busfor. ua рассказывает про пуш-сообщения, которых стало очень много, и делится советами, как в этих условиях делать пуши более эффективными.
Настройки веб-пушей весьма ограничены — для каждого сообщения можно задать:
Изображение — опционально. Лучше использовать PNG с соотношением сторон 3×2 — 360×240 в стандартном минимальном размере. Предварительно стоит протестировать отображение на мобильных устройствах.
Срок жизни пуш-уведомления (TTL) — от 15 минут до 7 дней.
У пуш-уведомлений есть ряд преимуществ:
В последней версии Windows добавили «почтовый ящик» для пушей в виде центра уведомлений — туда попадают все браузерные сообщения с неистекшим сроком жизни. Это механизм немного увеличило открываемость сообщений на десктопе.
Но и недостатки тоже есть:
За время существования пушей сильно изменился портрет их стандартного подписчика, как и весь цифровой мир в целом.
Естественно, когда пуши появились на всех площадках, их общая эффективность снизилась. Пользователи постепенно учились от них отписываться, а маркетологи начали активнее работать над контентом сообщений.
Но главное изменение коснулось трафика — он перераспределился в пользу мобильных устройств. А вместе с этим изменились и шаблоны поведения пользователей. Ещё недавно клиент мог в разных точках касания взаимодействовать с брендом для достижения разных целей:
Сейчас же уровень сервиса и развитие технологий оплат и доставки позволяют клиенту:
Количество задействованных устройств, как и время на принятие решения, риски и количество касаний — уменьшается.
Всеобщая «мобилизация» усложнила работу с пуш-сообщениями — их стали присылать даже довольно консервативные приложения, вроде почтовых клиентов. Для пользователей мобильных устройств постепенно стала стираться грань между письмом, пушем из мобильного приложения, веб-пушем и старым-добрым СМС.
Сегодня в среднестатистической группе подписчиков веб-пушей до 80% — пользователи мобильных устройств, и только 20% — пользователи десктопов. А если смотреть распределение по заказам, то побеждают именно пользователи десктопов. Причина проста: в мобильном телефоне у клиента за день 100500 пуш-сообщений и уведомлений от приложений, и в этой массе довольно сложно выделиться. Ну а ещё, мобильные посадочные страницы редко бывают конверсионнее десктопных. Хотя, возможно, с развитием AMP-технологий ситуация изменится.
Ещё одна причина снижения эффективности пушей — недобросовестность отправителей. Собирать подписчиков на пуши гораздо проще, чем добиваться финансовой эффективности от канала. Поэтому, некоторые сайты частично продают партнёрам трафик из веб-пушей, чем сильно дискредитируют канал — клиенты получая то, что на что не подписывались, отписываются от всего вообще и даже неперсонализированную подписку уже не желают оставлять в браузере.
Итак, мы приходим к стандартной ситуации в базе подписчиков:
Что же со всем этим делать? Экспериментировать.
Так как подписчик живёт недолго, самые высокие доходы приносят сообщения, отправленные в первую неделю после подписки.
Стоит добавить цепочку из 1–3 сообщений, которые будут отправляться после подписки. В них можно задействовать дополнительную информацию. Например, мы в Busfor берём геоданные подписчиков и на второй день после подписки отправляем их на расписание автобусов из города, в котором они подписались (читай, оставили токен на сайте).
Так выглядит логика отправки пуш-уведомления тем, кто подписался из Киева.
Открываемость у него в два раза выше, чем у промокампаний. Судить о конверсии в заказ сложно по двум причинам:
Но заказы из подобных приветственных сообщений составляют 20% от объёма всех заказов с канала.
Если у вас есть мобильное приложение и вы знаете, с какой платформы и устройства подписался клиент, обязательно предложите ему это приложение установить.
Согласно данным AppsFlyer, конверсия в установку приложений составляет 10–15%. То есть эффективность пуш-уведомлений в этом плане сравнима со смарт-баннерами на мобильных версиях сайтов (это те, что тоже предлагаю установить приложение).
Наш опыт показывает, что у таких пуш-сообщений высокая открываемость и кликабельность — почти в четыре раза выше, чем в промокампаниях.
Для мобильного трафика пуш-сообщение может сработать эффективнее письма — оно быстрее донесёт информацию, а клиент совершит целевое действие даже без дополнительного стимула.
Например, когда истекает срок брони, мы автоматически отправляем клиенту письмо со скидкой — пользователи десктопа предпочитают ей воспользоваться. А с клиентами мобильных устройств всё проще — они переходят из пуша и без скидки.
Конверсия в покупку из письма и из пуша примерно одинаковая — 10–12%. Но пуш-сообщение в итоге оказывается выгоднее, потому что не включает расходы на дополнительные скидки.
Вот такие нехитрые приёмы помогают повысить эффективность пуш-сообщений. А как вы стараетесь делать пуши лучше в условиях сегодняшней дикой конкуренции за внимание пользователя? Делитесь в комментариях!