82,3% россиян пользуются интернетом со смартфонов — это официальные данные Минцифры за 2024 год. Популярность мобильного интернета видна даже неспециалистам: люди не расстаются с гаджетами. Кажется, все заказчики должны об этом помнить, когда решают создать сайт. На деле интерфейсов, которые рассчитаны только на большие мониторы компьютеров и почти бесполезны на экране телефона, еще много.
Неудобные сайты пользователи быстро покидают. Удержать людей помогает адаптивный дизайн. В статье расскажу о сути подхода и приведу примеры.
Адаптивный дизайн — подход к созданию сайтов и приложений, который позволяет им автоматически подстраиваться под размер экрана конкретного девайса. В отличие от ресурсов с фиксированным макетом (когда сайт выглядит одинаково на мониторе компьютера и экране смартфона), сайты с адаптивным дизайном распознают тип устройства пользователя и демонстрируют подходящий интерфейс.
Для этого дизайнер разрабатывает минимум два макета:
Иногда могут понадобиться варианты макета для разных типов планшетов и смартфонов.
Фиксированный дизайн — антипод адаптивного дизайна. Ширина фиксированной страницы не зависит от разрешения монитора. Обычно разработчики ориентируются на 1200 px. В теории такой интерфейс обеспечивает приемлемый вид сайта на большинстве устройств, но на деле — люди уходят к конкурентам, когда не могут заполнить форму или мучаются с неудобной мелкой навигацией.
Фиксированный дизайн сделать проще и дешевле, но экономия чревата последствиями. В числе основных проблем фиксированного дизайна:
Сайтом этой американской сети магазинов из-за неадаптированного дизайна удобно пользоваться только на мониторе компьютера. Мобильным пользователям сайт приходится постоянно увеличивать и прокручивать.
А скриншоты сайта известной технологической компании — пример адаптивного дизайна. На компьютере мы видим полноценное оформление с подробной информацией. На смартфоне изображение становится меньше, но кнопки остаются удобными. Текст по-прежнему легко читается.
К преимуществам сайтов с адаптивным дизайном относятся:
Мобильную версию сайта с отдельным адресом стоит отличать от мобильного интерфейса в адаптивном дизайне. В случае с мобильной версией самого сайта трафик делится на два ресурса и обслуживать приходится два отдельных сайта.
Респонсивный дизайн также не нужно путать с адаптивным. Его еще называют резиновым: страницы подстраиваются под размер экрана, но структура и блоки сайта не меняются. Респонсивный дизайн подходит только простым сайтам, но даже они дольше загружаются и не всегда приемлемо выглядят.
Чтобы показать принципы адаптивного дизайна, приведу в пример проект агентства.
В начале 2025 года мы создали лендинг для компании «Промплан», которая занимается строительством складов и промышленных помещений. Маркетолог продумала структуру одностраничного сайта, а я сделала верстку адаптированной для десктопов и мобильных устройств.
На первом экране десктопной версии сайта мы видим, как нестандартное расположение текста сочетается с графическим элементом — стрелкой. Этот прием привлекает внимание и задает визуальную динамику.
Второй экран (блок лендинга, который идет за фотографией), поделен на две части. Справа — текст с предложением получить презентацию, слева — цифры, которые дают представление о масштабах компании. Деление помогает структурировать информацию и облегчает восприятие.
В мобильной версии для удобства пользователей пришлось пожертвовать красотой: с первого экрана я убрала стрелку, а текст разместила в стандартной последовательности. На втором экране описание компании с цифрами поставила выше предложения скачать презентацию. Такой порядок помогает пользователю сосредоточиться на ключевых данных о компании.
А по блоку лендинга со слайдером хорошо видно, как дизайн решает разные задачи, в зависимости от размера экрана.
В версии для компьютеров слайдер находится сбоку, а информация расположена напротив. Фото занимает весь экран, что создает ощущение масштаба и глубины.
В мобильной версии я выстроила слайдер в строки и поместила над текстовым блоком. Это упрощает навигацию и помогает воспринимать контент на небольшом экране.
До сих пор мы говорили об удобстве пользователей, но очевидно, что адаптивный сайт — это вклад в развитие бизнеса и прибыль компании. Понятный интерфейс располагает к бренду, помогает пользователям задержаться на сайте, изучить предложения и купить.
К тому же адаптивные сайты позволяют маркетологам создавать уникальные рекламные кампании для различных устройств, делать тонкие настройки под разные аудитории. Пользователям смартфонов можно показывать объявления, которые отличаются от тех, что видят пользователи компьютеров.
Одновременно рост мобильного трафика изменил подход к интернет-маркетингу, поэтому все чаще дизайнеры и программисты предлагают клиентам подход Mobile First. Они начинают работу над продвижением с разработки сайта для смартфонов, который востребован в первую очередь. Затем интерфейс мобильной версии сайта адаптируется под планшеты и компьютеры.
Три причины использовать подход Mobile First:
Адаптивный дизайн можно считать стандартом современной веб-разработки. Он позволяет компаниям повышать свою эффективность в интернете. И все же, прежде чем решится на создание нового или переделку старого сайта, важно помнить о некоторых особенностях адаптивного дизайна:
Конечно, минусы адаптивного дизайна условны: они больше касаются создания и обслуживания. А польза адаптивной верстки очевидна: сайты выглядят аккуратно, вызывают у людей положительные эмоции во время использования и нравятся поисковым роботам. Результат — более высокая конверсия, а разве не это главное?
Мы делаем разные лендинги и сайты, которые учитывают требования маркетинга, дизайна и технологий. Если вы сомневаетесь или хотите задать вопросы — нажимайте кнопку «Обсудить проект» в правом нижнем углу страницы. Мы перезвоним и все обсудим!