В августе прошлого года я поделилась опытом в поиске сотрудников и объяснила, как найти маркетолога. В этом деле мы преуспели — за 8 месяцев компания стала на 11 человек больше. Многие из ребят не просто устроились к нам на работу, но и успели влиться в коллектив и стать полноценной частью команды. Поэтому я решила рассказать, как проходит адаптация новых сотрудников в Лидмашине, и объяснить, почему за этот процесс отвечают и новичок, и работодатель.
В каждой компании есть своя градация сотрудников. Молодой, зеленый, ученик, падаван — твой статус может быть каким угодно, главное, понимать, когда ты перейдешь на следующий уровень и какой путь для этого нужно пройти.
В Лидмашине новичок, например, проходит через три статуса:
Первый, конечно же, самый стрессовый. Здесь тебе и новое место, и знания, и люди. На втором и третьем месяце ребята обычно расслабляются — они привыкли к коллективу и пока еще не получили новых обязанностей. После третьего месяца у молодых сотрудников появляются первые проекты и здесь им вновь нужно адаптироваться к новому.
На каждом этапе есть свои правила, которые помогают новичку быстрее влиться в коллектив.
До выхода на работу обязательно почитай про компанию и ее корпоративную культуру. Посмотри соцсети, сайт, блог, если не сделал этого на этапе собеседований. Это поможет проникнуться атмосферой, посмотреть на будущих коллег, возможно даже узнать чьи-то имена еще до знакомства.
За несколько дней до выхода в офис напиши HR-менеджеру и уточни у него, что тебе нужно взять с собой в офис и есть ли в компании дресс-код. Это поможет избежать неловких ситуаций. В Лидмашине, например, свободный стиль. Ходим кто в кроссовках, кто в туфлях, кто босиком. Но так не у всех.
Если хочешь показаться милым новичком, то за день до начала работы можешь зайти в магазин за вкусняшками. В последнее время мы заметили тенденцию от новеньких — в первый рабочий день приносят печенье, торты и другие лакомства. Иногда даже самодельные. Например, Аделина — стажер из inbound-направления — в первый день принесла эчпочмаки собственного производства. Это было очень мило и дало возможность познакомиться в непринужденной обстановке.
Ты пришел с кружкой, сменкой, возможно, с вкусняшками и, конечно, с позитивным настроем. Но ты все же испытываешь стресс, ведь все новое: место, люди, атмосфера, работа.
Выход из зоны комфорта сопровождается разными эмоциями, и они не всегда приятны. Это нормально. Чтобы снизить градус стресса, попроси наставника или HR провести тебе небольшую экскурсию по офису, если они не сделали этого сами.
Походи по офису, привыкни к месту, выдохни. Это твое новое рабочее место. Рядом коллеги, которые рады тебе априори. И хотят, чтобы ты рос, развивался и дурачился вместе с ними. Просто осознай это — ты там, где должен быть.
Во время обучения не стесняйся задавать вопросы. Чем раньше все станет ясно, тем быстрее и качественнее будет проходить обучение. Помни, что на этом этапе глупых вопросов не бывает.
Есть классная техника для ресурсного состояния — состояния, когда у тебя есть достаточно энергии и сил для решения задач. Чтобы в него войти, почувствуй, что ты уже профессионал. Представь, как ты будешь выглядеть, что тебе будут говорить коллеги, клиенты, какие проекты у тебя будут. Почувствуй все до мелочей. Запомни это состояние. Входи в него каждое утро перед работой. Как будто надеваешь свой костюм супермена!
Не жди пока на кухне станет пусто, чтобы пообедать или сделать себе кофе. Еда и смех сближают людей!
Проявляй себя, будь открытым, инициативным, задавай вопросы и участвуй во всех движухах. У нас это выездные офисы, сплав по Пре, летний велопоход, день рождения компании.
Если произошло что-то, что выбило тебя из колеи, поделись своими эмоциями с HR или наставником — это поможет тебе не зацикливаться на негативе, а продолжить движение вперед.
При этом не стоит ждать, когда тебя попросят дать обратную связь. Если есть проблема — расскажи о ней сразу. Понимаю, это не всем даётся легко, но только так можно решить проблему. И тогда первое время на работе будет более комфортным, ярким и интересным.
Чтобы помочь новичку адаптироваться, его нужно обеспечить поддержкой в двух направлениях: развитии профессиональных навыков и эмоциональном погружении в коллектив. Для этого мы используем три инструмента:
Их мы можем превратить в три правила для других компаний.
Главный инструмент для адаптации новичков в нашей компании — это система наставничества. Новичку нужен человек, который его поддержит и направит. Это снижает уровень стресса и прибавляет уверенности.
Наставником может стать сотрудник, который работает больше трех лет, успешно сотрудничает со многими проектами и любит передавать знания и опыт.
Что делает наставник:
В Лидмашине наставник полноценно обучает стажера в течение трех месяцев и еще шесть месяцев наставник помогает стажеру в проектах. За девять месяцев стажер превращается в уверенного в своих силах и компетенциях маркетера. Но учиться не перестает — самостоятельно понимает, в какую сторону ему развиваться и какие слабые стороны прокачать.
Активности в компании помогают человеку раскрыться и быстрее найти общий язык с коллегами. «Движухи» могут быть разными. У нас это:
Мы собираемся по поводу и без, потому что это не просто работа, а что-то большее. И нам искренне хочется, чтобы каждый член команды радовался, веселился и достигал невероятных высот, становился лидером и примером для вновь прибывших, а потом передавал свой опыт. Только так мы сможем добиваться крутых результатов.
Внутренние рабочие задачи — еще один рабочий инструмент. Они направлены и на развитие компании, и на развитие сотрудников.
Чтобы его использовать, вы можете заранее составить список дел, которые необходимо решить в компании. Их обычно немало, а рук специалистов не хватает. Поэтому внутренние задачи — это отличный способ не только их решить, но и сплотить команду новичков и дать им возможность проявить себя, почувствовать свою значимость. Кроме того, такие задачи учат самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность.
Ответственность за мягкую и эффективную адаптацию лежит в равной степени и на новеньких, и на компании. Каждому участнику важно это осознавать.
Новенькие, не бойтесь говорить и взаимодействовать. Компании, не ленитесь слушать и воспринимать. Результаты будут классными!