Путь клиента к покупке нелинеен. Он больше похож на извилистую дорожку, чем на прямую воронку. Поэтому стандартная воронка не охватывает все этапы взаимодействия человека с брендом.
Пример: интернет-магазин с корзиной и возможностью купить товар на сайте.
Для отслеживания эффективности рекламы мы можем составить такую воронку продаж:
Воронка просто и ясно описывает, какие этапы проходит пользователь на пути к покупке. Но представим ситуацию: посетитель положил товар в корзину и не оформил заказ.
Воронка продаж не дает ответы на эти вопросы и не намерена возвращать. Либо оформил заказ, либо отвалился. Мы можем только посчитать конверсию в покупку.
На деле путь пользователя к покупке намного сложнее.
Пример отрезка пути клиента
В случае с брошенной корзиной мы можем предположить, что посетитель мог забыть про неё или, например, ушел изучать конкурентов. Здесь нам поможет ремаркетинг с условием товара в корзине, но без транзакции о покупке. А рекламным сообщением может быть предложение скидки, конкурентные преимущества или напоминание о забытом товаре.
Все эти условия помогает учесть Customer Journey Map (CJM), или карта пути пользователя.
CJM описывает потребности, боли и действия на каждом этапе. По ним можно выбрать каналы связи, стратегию взаимодействия, рекламные сообщения и способы влияния.
Мы знаем, о чем думает и беспокоится пользователь на каждом этапе, и подбираем нужные УТП, призывы и преимущества.
Вариант готовой карты пути пользователя выглядит немного пугающе — непонятно, откуда брать столько информации. Но на самом деле заполнить ее довольно просто. Сначала я расскажу, как это сделать, а затем опишу, как я заполняла карту, которую вы видите выше.
Карта пути пользователя создается за 5 шагов.
Шаг 1: Изучить целевую аудиторию: Кто они? Как принимают решение? Что для них важно?
Шаг 2: Определить этапы пути пользователя к покупке вашего товара. С чего он начинает? На каких этапах касается вашего бренда?
Шаг 3: Описать проблемы, потребности и действия пользователя на каждом этапе.
Шаг 4: Разработать стратегию воздействия на каждом из этапов. Какие рекламные сообщения нужно донести до клиента? По каким каналам это делать?
Шаг 5: Определить способы и инструменты аналитики на каждом этапе. Как можно изучить поведение ЦА? Как отследить и проанализировать наше воздействие на пользователей?
Эти шаги можно разделить на три группы:
Надеемся, что портреты ЦА у вас уже есть. Если нет, то прочитайте, как узнать свою целевую аудиторию, в статье Насти Мартыновой. Такие портреты дадут вам представление о демографических данных и первое представление о потребностях и страхах пользователя, которые мы подробнее будем разбирать на третьем этапе.
После портретов важно описать этапы пути пользователя. Они индивидуальны для каждого бизнеса. Укрупненно они должны включать ответы на вопросы:
Эти вопросы — верхняя часть нашей карты пути пользователя.
На каждом этапе он ощущает разные потребности и страхи, по-разному действует, а мы получаем разный результат. Чтобы понять, что нужно пользователю на каждом из этих этапов, мы добавляем в CJM блоки поведения пользователя, где определяем его:
Первые три блока станут полноценным ответом на вопрос: что нужно пользователю.
Мы понимаем нашу целевую аудиторию. Что делать дальше? Сначала выбрать, как мы можем повлиять на их решение: что вынести в УТП, что предложить, какую боль закрыть.
Затем — выбрать каналы, через которые мы сможем взаимодействовать с пользователем на каждом этапе. Важно помнить, что речь идет не только о привлечении пользователей. Ваш отдел продаж, служба поддержки, технические специалисты — это тоже точки взаимодействия с клиентом.
В последнем блоке нашей карты описываем, какие приемы, сервисы и методы помогут нам проверить результат. Опять же помним, что точки взаимодействия с пользователем — это не только интернет-каналы. Чтобы проверить результат некоторых этапов, придется, к примеру, проанализировать работу отдела продаж или службы поддержки.
Переходим к заполнению вашей Customer Journey Map.
По горизонтали пишем этапы пути, по вертикали — блоки CJM, описывающие каждый этап. Затем изучаем, что важно для пользователя на каждом этапе и как мы можем на него повлиять.
Если нужен шаблон CJM, оставьте свой e-mail в форме ниже — пришлем на почту.
Обратите внимание, что вам нужно подтвердите согласие получать наши письма, по-другому почтовые сервисы не разрешают. Наши коллеги из eSputnik недавно рассказывали, как это работает.
Продукт: техническое обслуживание котельных.
ЦА: Главные инженеры, энергетики. 33-50 лет. Высшее техническое образование. Есть люди в подчинении. Отвечают за техническое обслуживание предприятия, в том числе и за обеспечение теплом.
Составим CJM для вашего проекта в рамках ROI-маркетинга
Давайте!Этапы пути пользователя:
1. Появление потребности, сбор информации. Первый шаг на пути к покупке услуги — понять, что нужен подрядчик по обслуживанию.
Причины: ресурсов/знаний сотрудников не хватает на полноценное обслуживание котельной.
На этом этапе потенциальный клиент изучает информацию в интернете, спрашивает партнеров и коллег об опыте обслуживания котельной.
Зацепить его внимание мы можем полезным контентом: статьями на сайте и тематических площадках, видео на youtube. Удержать можем доказательством экспертности, inbound и email-маркетингом.
2. Дальше человек изучает рынок и выбирает подрядчика: сравнивает цены, коммерческие предложения, отзывы о компаниях. Здесь для него важно лучшее соотношение цены/качества.
Кажется, что здесь мы можем убедить его только грамотными продажами и адекватным ценообразованием. Но здесь важно продумать и другие аспекты его поведения: по каким параметрам он будет выбирать подрядчика, куда пойдет искать отзывы, будет ли изучать кейсы.
Что мы можем сделать:
3. Когда человек выбрал подрядчика, он переходит к выбору услуги. Здесь важно грамотно определить задачи и подобрать пакет услуг.
На этом этапе лид должен общаться с технически подкованным продавцом, получить выгодное коммерческое предложение и специальные условия.
Проверить качество этого этапа поможет тайный покупатель. О нем мы рассказали в статье «Как стать тайным покупателем для собственного бизнеса».
4. Подрядчик выбран, нужно заключать договор и оказывать услугу.
Что важно клиенту на этом этапе:
Как проверить качество работы на этом этапе:
5. Итак, за четыре этапа потенциальный покупатель превратился в клиента и идет рассказывать партнерам и интернету про нашу компанию.
Но и тут наша работа не заканчивается: мы должны обрабатывать отзывы, стимулировать рекомендации (от сбора отзывов до введения партнерских программ) и предлагать дополнительные услуги.
Теперь мы знаем, что делает и о чем беспокоится посетитель на каждом этапе пути. И можем использовать эти знания для привлечения, удержания и убеждения лидов на каждом шажочке к заветной цели.
Чтобы карта не получилась субъективной, важно задать вопросы специалистам отдела продаж, показать карту коллегам, а в идеале поговорить с клиентами.
Изучайте, составляйте, внедряйте и радуйтесь результату.