Лет пять назад большинство маркетологов оптимизировали тексты по принципу: одно вхождение на N тысяч знаков. Но борьба за первенство в выдаче становится все серьезнее, а значит, и ответ на вопрос «как правильно написать SEO-текст» — все длиннее. И здесь уже не обойдешься одним простым правилом.
В этой статье я расскажу, что нужно сделать перед тем, как начать оптимизировать текст в 2022 году и как составить правильное ТЗ для копирайтера после подготовительной работы.
P.S. У сервиса ARSENKIN TOOLS есть специальный инструмент, который позволяет в два клика составить ТЗ копирайтеру для SEO-текста. Но, если вы хотите разобраться, что вообще значат все эти пункты ТЗ и почему так важно готовиться к созданию SEO-текста, рекомендую вам прочитать эту статью.
Главное отличие нынешнего подхода к оптимизации — большая ориентированность на конкурентов. То есть если раньше важно было написать уникальный текст, то теперь текст должен быть уникальнее, чем у конкурента. Или наоборот: раньше нужно было написать длинный текст, а теперь — той же длины, как у конкурента. И таких отличий очень много.
Важно, что все параметры подбираются так, чтобы поисковой робот быстро вас заметил и понял, что вы быстрее, круче, длиннее, чем остальные. Что же это за параметры?
Именно они становятся основой ТЗ для копирайтера. И выглядит оно в итоге так:
МРТ томограф,МРТ аппаратмрт томограф ценакупить томограф мртмагнитно резонансный томограф купитьмагнитно резонансный томограф ценамрт томограф стоимостьаппарат мрт стоимостьсколько стоит аппарат мртМагнитно-резонансный томограф купитьнапряжённостьпольмагнитныймодельвосстановитьоборудованиедиагностиктомографмощностьАппарат МРТЛучевая диагностика
Требования | |
Пожелания, о чем должна быть статья | Текст можно рерайтить у конкурента Радио-мед, но уникальность должна быть не менее 70% — text.ru |
Читаемость | Текст для людей, должен легко читаться. Текст не должен содержать более 5 строк подряд. 1 мысль = 1 абзац. |
Равномерность | Ключевые фразы должны встречаться не чаще чем раз в 2-3 предложения |
Заголовки | Заголовок h1 должен быть Магнитно-резонансные томографы (МРТ) |
Подзаголовки | Подзаголовки должны содержать слова «Купить» и «Заказать» |
Объем текста | Длина текста должна быть 3 000 символов с пробелами. — https://istio.com |
Процент тошноты | Тошнота должна быть 3-3,5% по словам (мрт, аппарат, магнитный, томограф) — https://istio.com |
Процент воды | Не более 30% по https://istio.com |
Процент уникальности | не менее 70% по tex.ru |
Упорядочивание информации | 1. ассортимент, 2. О покупке товара, 3. О формировании стоимости товара 4. Дополнительная информация о типах мрт |
Выделение ключевых выражений** | МРТ томограф, МРТ аппарат |
Набор ключевых фраз (строго фразы из кластера) * | мрт томограф цена, купить томограф мрт, магнитно резонансный томограф купить, магнитно резонансный томограф цена, мрт томограф стоимость, аппарат мрт стоимость, сколько стоит аппарат мрт, Магнитно-резонансный томограф купить |
Латентная семантика * | напряжённость, поль, магнитный, модель, восстановить, оборудование, диагностик, томограф, мощность |
Использование синонимов * | Аппарат МРТ, Лучевая диагностика |
Читаемость и равномерность текста, процент тошноты и воды в тексте — это постоянные величины. Мы всегда создаем текст таким, чтобы его поняли не только роботы, но и пользователи. Это правило действует, даже если у конкурентов ключевые слова в каждом предложении. Для хорошего маркетолога люди важнее роботов.
Памятка от редактора: В ТЗ написано, что уникальность текста может быть 70%. Если говорить о странице на сайте и тексте исключительно ради SEO, то это допустимый показатель. Но если вы ведете блог — 70% уникальности будет мало. Старайтесь отличаться от конкурентов на все 100!
Объем текста, метатеги, заголовки и подзаголовки, латентная семантика — это то, что мы проверяем у конкурентов и ориентируемся на эти данные. В конце статьи я расскажу, как собрать эти данные (прежде нам нужно сделать еще несколько шагов).
И еще несколько пояснений, чтобы вам было легче ориентироваться в ТЗ для seo-текста.
*Выделение ключевых выражений — это визуальная отметка фраз, которая нужна для того, чтобы вы видели, как ключевые слова расположены в тексте, и понимали, равномерно они распределены или нет.
**В последних трех пунктах должен быть разный набор слов.
Набор ключевых фраз — это слова из вашего кластера, который вы собрали в самом начале
Латентная семантика — это слова, которые характеризуют ваш продукт, не называя его.
Синонимы — это слова, которыми можно заменить слова из кластера.
Но, скорее всего, у вас уже возник логичный вопрос: «А откуда взять все эти данные?». Придумывать ничего не надо. Чтобы заполнить таблицу, нам нужно найти конкурентов и понять, какими характеристиками обладают их тексты. И вот здесь начинается самое сложное и интересное.
Итак, мы с вами выбрали страницу, которую хотим оптимизировать. Важный момент: на этом этапе у вас уже должно быть собрано семантическое ядро. Запросы в нем должны быть разбиты на кластеры — группы запросов, объединенные схожим посылом и смыслом.
Теперь у нас есть два пути.
Прежде чем пойти к следующему этапу, мне нужно напомнить вам (или познакомить) с еще одним понятием — интент. Интент — это намерение пользователя. Намерения пользователя на сайте могут быть «купить» и «посмотреть». Вы наверняка встречались с понятием «коммерческие» и «информационные запросы», так вот это про интент.
Так вот, запросы в вашем кластере должны соответствовать намерению пользователя — интенту. Если человек пришел на страницу, чтобы забронировать жилье в Москве, в вашем кластере не должно быть ключей в духе «топ 5 апартаментов в Москве».
В SEO есть правило «1 кластер — 1 интент — 1 страница». Придерживайтесь его.
Но проверить, насколько интент подходит под вашу страницу, можно не только логическим путем, но и с помощью проверки коммерциализации запросов в сервисе Arsenkin. Возьму для примера свой кластер:
После проверки получаем следующие результаты:
Проценты в этом инструменте означают следующее:
0% — 35% информационный;
от 35% — 60% смешанный;
от 60% — 100% коммерческий.
То есть первые три запроса и последние два, несмотря на свою похожесть, не могут располагаться на одной странице. Потому что первые три запроса про покупку, а последние два ближе к информационным.
После того как вы сформировали кластер, необходимо его еще раз проверить через инструмент «Кластеризация и группировка запросов».
После проверки вы получите разноцветные URL-сайтов под каждым из запросов кластера.
Если есть фразы, у которых URL не окрашены, то они не подходят к кластеру.
Цветные URL адреса в этом сервисе — это адреса ваших конкурентов. Первым делом вам нужно отсеять из них агрегаторы. Далее берем хотя бы тех, кто чаще других занимает первые три позиции. В идеале нужно анализировать всех оставшихся.
В этой статье мы подробно разбираем только текстовый анализ. Но с помощью этого списка конкурентов вы можете оценить и техническую сторону сайта, что также улучшит ваши SEO-показатели и поможет составить список доработок.
Не хотите в этом разбираться? Проанализируем страницы, соберем конкурентов и составим все ТЗ за вас в рамках ROI-маркетинга.
Сделайте за меняКак это сделать?
Для поисковиков важно, чтобы страница была похожа не только текстово, но и визуально, облада схожим функционалом. Поэтому если вы видите, что по запросам выпадают страницы каталога, а у вас при этом обычная страница сайта, то лучше выбрать другой кластер и работать с ним. Конкурировать с каталогом вы просто не сможете.
Или же есть другой вариант. Если вы только создаете сайт, то измените структуру страницы под конкурентов по вашему кластеру.
Но эта статья про seo-текст, так что возвращаемся к текстовому анализу.
Итак, у нас есть список конкурентов. Теперь переходим к анализу их текстов.
Для наглядности и своего удобства создаем таблицу и заполняем. Если у вас уже есть готовая страница и вы хотите проверить себя, то добавьте свою страницу и сравните её характеристики со страницами конкурентов.
Характеристики/ Конкуренты | Конкурент 1 | Конкурент 2 | Конкурент 3 |
Title конкурентов | |||
Keywords конкурентов | |||
Description конкурентов | |||
H1 конкурентов | |||
Есть ли еще подзаголовки в текстах | |||
Кол.во символов в тексте с пробелами | |||
Тошнота в % | |||
Водность в % | |||
Уникальность в % | |||
Латентная семантика | |||
Комментарий по тексту | |||
Комментарий по странице |
Эти характеристики вы можете снять вручную с помощью расширения SEO META in 1 click. Мы о нем уже упоминали в статье про 10 факторов ранжирования, для которых не нужен сеошник.
Теги title, description, keywords — это важные элементы html разметки, которые выполняют роль оглавления на сайте. Также по тегам формируется сниппет странице в поисковой выдаче.
В тегах проверяем:
Должен содержать саму ВЧ фразу из кластера и быть 30 — 65 символов. Оптимально 60 символов.
Поисковики могут составить описание самостоятельно, взяв текст со страницы, если сочтут его более релевантным запросу, но писать description полезно для кармы. Длина тега текста должна быть 120-220 символов.
Важно! Description не должен явно включать фразу из title.
Этот тег необязательный, но если его добавлять, то нужно это делать правильно. Правильно — это не разбивать каждое слово запятой, а использовать несколько ключевых фраз, разделенных запятой. Либо как в пассажах: использовать предложение, составленное из слов ключевых фраз.
Тег H1 и другие H2-H6, нужны для создание структуры на странице.
Важно, что тег H1:
Все эти характеристики можно проверить в сервисе Istio.
Длина текста — это самая понятная характеристика, но оценивать ее можно по разному:
Для работы с копирайтером важно уточнять какой объем текста вам нужен. Чтобы понимать какой объем нужен, посмотрите тексты ваших конкурентов и вам нужно среднее значение. Если у конкурентов текста нет или его мало, то придерживайтесь показателя в 1-2 тысячи символов с пробелами.
Тошнота бывает классическая и Академическая.
Классическая тошнота — это корень и количество повторений слова. Этот показатель не совершенен, потому что не учитывает объем текста. Поэтому не будем ориентироваться на эту величину.
Академическая тошнота — это отношение числа повторений слова к общему числу слов в тексте. Нормой считается 3-3,5% на каждое слово.
После того, как вы прогнали текст через сервис, убедились, что ни одно слово не превышает норму, вы должны ответить на следующие вопросы:
*В ТЗ тошноту указываем по отдельным популярным словам из кластера.
Водность текста — это отношение числа слов не несущих смысловую нагрузку к общему числу слов в тексте. Слова не несущие смысловую нагрузку это предлоги, и всевозможные, всеобъемлющие, самые лучшие эпитеты.
В сервисе нас интересует раздел «Включая стоп слова», для того, чтобы корректно посчитать процент водности.
По Istio водность считается нормальной до 40%. Но я рекомендую дополнительно прогнать текст сервисе «Главред», и набрать не менее 7 баллов по шкале.
Латентная семантика — это слова, которые встречаются в вашей тематике, не называя продукт. Это не слова из семантического ядра.
Например если вы продаёте торт «Наполеон», то латентной семантикой будут слова «рецепт», «крем», «сладкий». И стоит избегать таких слов как «1812», «война», «главнокомандующий».
Эти характеристики оценивают визуально. Вы должны указать, как конкурент расположил текст на странице, как он его оформил и какие еще фишки на странице вы нашли.
Итак, мы собрали данные о конкурентах и заполнили примерно такую таблицу. Что дальше? Теперь на основе этих данных составьте ТЗ по моему шаблону. Можете также приложить к нему задание на метатеги и описание изображений. Но метатеги я советую заполнять самостоятельно, с учетом всех правил.
Если вы дочитали эту статью, вы большой молодец! Она получилась действительно большой и сложной, особенно для новичков. Если что-то осталось непонятно, пишите об этом в комментариях — я объясню.