Маркетологи и продавцы, спикеры и преподаватели ежедневно борются за внимание аудитории с помощью презентаций. Некоторые из них считают, что в этой борьбе достаточно харизмы и обаяния, но во времена тотального Zoom’а такой подход явно устарел — теперь важнее слайды.
Для тех, кто не хочет проиграть, Игорь Манн, Игорь Нисенбойм и Катя Нисенбойм создали книгу «Слайдхаки». В ней они собрали 84 рабочих приема для лучших презентаций. Каждый слайдхак — это самостоятельная глава. С Лидмашиной авторы поделились одной из самых важных — про то, как подготовиться к презентации. Читайте, берите на заметку и покупайте книгу на сайте издательства.
До того как начать делать слайды (мы называем этот процесс «слайдинг»), вам лучше бы знать ответы на следующие вопросы:
«Зачем это?» — спросите вы. Все имеет значение.
Например, в понедельник и в пятницу опытный спикер будет выступать по-разному. До ланча и после ланча мы бы тоже рекомендовали разные стили выступлений.
У авторов книги «Слайдхаки» более 50 лет суммарного опыта в слайдинге.
Кстати, внимательным выступающим шанс поиграть с датами и временем выпадает часто — надо уметь ловить момент.
Опять же, если кому-то выступать завтра, а кому-то — через месяц, у них явно разные стартовые условия.
Однажды я не уточнил этот момент. И сюрприз: выступать пришлось под тентом на крыше 16-этажного здания при внешней температуре +35 градусов.
Никогда я не забуду этого выступления. Никогда.
Если выступаете в переговорной — спросите, какой она площади и сколько в ней будет участников.
Совет от души: если переговорных в офисе несколько или вы выступаете на площадке, где несколько залов, лучше поинтересоваться, кто соседи.
Как-то мне пришлось заканчивать выступление параллельно со свадьбой, которая стартовала (ой, хорошо стартовала!) в соседнем зале.
И еще был случай. Выступал у клиента, а в соседней с нами переговорной неожиданно начал заседать председатель правления компании. Проектор был один на три переговорные.
Угадайте, кому он достался?
Зашел айтишник, без слов забрал у нас проектор и ушел с ним. А персональный помощник председателя правления еще и зашла к нам в переговорную и попросила нас говорить тихо, «чтобы главному не мешать».
Я докладчик опытный. Говорил тихо, слайды тихонечко показывал со своего ноутбука (всегда приходите с полностью заряженной батареей) — продал ☺.
Проектор с вай-фай — штука удобная, но коварная. Вам не нужны провода и переходники, но помните про риски:
— нестабильный вай-фай — накладки с сетью бывают даже в серьезных конференц-центрах;
— нет программы для Maс — для подключения к такому проектору вам понадобится установить приложение на компьютер. Некоторые бренды проекторов не имеют версии программы для маков. Подключить макбук к такому устройству вы не сможете. Провода не спасут: кабеля нужной длины не окажется под рукой либо проектор будет висеть под потолком в самом центре зала;
— нельзя установить на ПК — многие выступают с рабочими компьютерами. Вероятно, для установки нужного софта вам понадобится админ-пароль, которого вы не знаете.
Поблагодарите за помощь. Сделайте комплимент. Уходя, скажите: «Павел, спасибо вам большое за вашу IT-поддержку».
Если вы еще раз вернетесь на это место выступления — он вас не забудет.
Выходит крайне непрофессионально, когда спикер предлагает слушателям разбиться на пары/небольшие группы для практического упражнения в аудитории, где стулья не двигаются. Например, в кинотеатре или конференц-зале, в котором в самом центре стоит огромный стол для переговоров.
Список этих вопросов, конечно, намного больше. Но мы приводим тот минимум, без которого хорошие слайды не сделать никак. Многие вопросы из этого чек-листа станут слайдхаками и вашими помощниками. Итак, самые главные вопросы «до»:
Как говорит китайская пословица, делать слайды без этих вопросов — все равно что стрелять из лука в цель с завязанными глазами.
Чем больше моментов вы продумаете, тем лучше вы выступите.
Прочитать другой отрывок или купить книгу вы можете на сайте «Книгиум».