Обсудить проект

Что нужно знать о личном бренде, прежде чем его создавать

  • Стратегии маркетинга
  • 06 марта 2025
  • 250
  • 8 минут

О значении личного бренда для продвижения не говорит только ленивый. Хотя нет, любители легких путей первыми и говорят. Они верят, что личный бренд волшебным образом взвинчивает продажи, а создать его можно десятком постов в соцсетях. 

Если бы все было так просто… О темных сторонах личного бренда мы поговорили с Вазгеном Аветисяном — маркетологом, бизнес-тренером, преподавателем Школы управления «Сколково» и МГИМО, автором книг о брендинге, а также создателем самого рокерского телеграм-канала о маркетинге ROCK N’ MARKETING.

Личный бренд не для всех

В 2022 году Вазген Аветисян в соавторстве с Игорем Манном и Иваном Черемных написал руководство «Правильный брендинг» для желающих создавать и продвигать крутые бренды: продукты, компании, персоны, территории.

Через два года выпустил монографию «Правильный личный брендинг», в которой подробно изложил план действий от создания продукта и анализа ЦА до построения личного бренда и общения с аудиторией. Под личным брендом в ней понимается всё, что повышает добавленную стоимость любого продукта вплоть до личной жизни. Личный брендинг увеличивает ценность персоны для целевой аудитории, помогает сформировать правильное окружение и облегчает нетворкинг.

Одна из задач новой книги, как признается автор, — отговорить читателей создавать бренд! Не всех, конечно, но многим бренд действительно не нужен. 

Сейчас ценность личного бренда переоценена. Нужно понимать, что брендинг — это инструмент под определенные задачи. Иногда он может навредить. Например, человек хочет построить сильный бренд, чтобы обезопасить себя, чтобы бренд стал активом предприятия и повысил добавленную стоимость. Когда он решит продать бизнес, личный бренд на стоимости его активов не скажется, скорее, наоборот.

Вазген Аветисян автор книги «Правильный личный брендинг»

Важно не путать личный бренд с медийностью. Разницу Вазген Аветисян объясняет на примере Павла Дурова и Ольги Бузовой. Основатель «ВКонтакте» и Telegram до недавнего времени почти не появлялся в СМИ и соцсетях, но его узнаваемость и влияние постоянно росли. А как долго публика будет помнить Ольгу Бузову, если она исчезнет из эфира? Часто люди хотят просто славы, а не продаж с помощью бренда. 

Не каждый человек потянет личный бренд. Дело в том, что создать бренд на пустом месте не получится. Как говорит Вазген Аветисян, бренд — это обещание, а сильный бренд — это обещание, которое выполняется. Выполнить обещание без определенных предпосылок (условий) невозможно. 

Им личный бренд необходим

Личный бренд по плечу тем, кто хорош в теории и практике, обладает харизмой и продвигает свою персону ради пользы дела. Сфера бизнеса особого значения не имеет: можно продавать товары, услуги, опыт или личную жизнь. В трех случаях личный бренд принесет максимум пользы. 

Вазген Аветисян считает, что личный бренд в первую очередь нужен: 

  1. Крутым профессионалам-одиночкам. Сильный личный бренд позволит музыкантам и спортсменам заключать выгодные контракты. 
  2. Предпринимателям, которые хотят преодолеть стеклянный потолок. Чтобы перейти на качественно новый уровень жизни, нужно сделать нечто действительно новое. Личный бренд может стать инструментом, который преодолеет «эффект Матфея» и позволит вырваться из круга беднеющих бедных к богатеющим богатым. 
  3. Людям, для которых деньги не главное. Личный бренд показан желающим сделать мир лучше и таким образом вписать свое имя в историю. Если у человека есть харизма, то, как правило, есть и миссия.

Личный бренд — немассовый продукт 

Если вы уверены, что вам нужен личный бренд и вы можете его создать, приготовьтесь к пожизненной работе. Конечно, провести анализ, продумать и реализовать стратегию продвижения персоны обычно получается за полгода, но поддерживать бренд и коммуницировать с окружением по новым правилам придется постоянно. А это и долго, и дорого. 

Поскольку продать настоящий брендинг сложно, появляются эксперты, которые упрощают личный бренд до «распаковки», проявленности и съемок рилсов. Это понятный и доступный массовый продукт. Он легко находит покупателей, правда, даёт в лучшем случае медийность. Брендинг в принципе не может быть массовым продуктом, потому что подходит не всем. 

Брендинг — одно из самых подмененных и упрощенных понятий в маркетинге. Как и сам маркетинг иногда упрощают до оформления шапки профиля или лидогенерации, так и брендинг сводят к логотипам, фирменному стилю или распаковке-упаковке экспертности. От этого кажется, что создать личный бренд просто, и желающих научить создавать бренды становится все больше.

Вазген АветисянВазген Аветисян, автор книги «Правильный личный брендинг»

Из чего состоит личный бренд 

Книга «Правильный личный брендинг» знакомит читателей с истинным объемом работы и помогает спланировать этапы от подготовки до внедрения и продаж. Творчеству есть место, но анализ и структура для создания бренда важней. 

Если сравнить бренд с клеем, который скрепляет ЦА и продукт, то для хорошего результата нужно подготовить поверхности и сварить правильный клей. У такого «клея» 12 ингредиентов, очевидных и не очень.

Понять значение составных частей бренда поможет еще одна метафора — «айсберг». Часть элементов* не видна публике, но играет решающую роль.

* Каждый из элементов платформы разбирается в отдельной главе книги «Правильный личный брендинг».

Посмотреть книгу

Кто поможет создать бренд 

В первую очередь здравый смысл, считает Вазген Аветисян. А если вам нужно найти помощника, предлагает учесть шесть признаков.

От работы с подобными экспертами по личному брендингу лучше отказаться: 

  1. Услуги стоят дешево, а вместо полноценного сотрудничества такие специалисты предлагают курс или наставничество. 
  2. Сапожник без сапог. Эксперт обещает создать личный бренд, но его самого не найти в Поиске. У него нет книг, тренингов, преподавательского опыта и выступлений на известных форумах. Книги тоже бывают разные: важно, чтобы автор печатался в уважаемом издательстве за гонорар. Стоит проверить, есть ли у «профи» юрлицо.
  3. Эксперт не рассказывает, как будет оценивать эффективность. Насколько хорошо работает бренд, можно измерить! 
  4. Эксперт обещает создать бренд за месяц. Правильный ответ, как мы уже знаем, — вся оставшаяся жизнь. 
  5. Эксперт бравирует именами звезд, с которыми работал. Профессионалы так не делают, чтобы не навредить имиджу клиентов. Зато в благодарность известные персоны рекомендуют крутых специалистов друг другу. Рекомендация в личном брендинге — знак качества. 
  6. Эксперт сразу соглашается с вами работать. Профессионалу требуется время, чтобы понять, нужен ли вам бренд и какой. 

Бренд требует жертв 

Личный бренд — это новые правила жизни и коммуникации, которые близкие могут не принять, предупреждает Вазген Аветисян. Часто персоне приходится менять окружение. 

Личный бренд — это иногда неискренность. Нужно понимать, что люди-бренды другие в жизни. Необходимость всегда быть в рамках публичного образа — своего рода плата за эффективный маркетинг.

И никогда нельзя забывать, что личный бренд — это время и деньги.

Если цена за рост продаж и новый социальный статус, не кажется слишком высокой, — читайте «Правильный личный брендинг». Не исключено, что вы, как автор книги, сможете создать личный бренд, в котором органично сочетаются требования профессии и любовь к рок-музыке. 


А если личный бренд не подходит, и вам нужны SEO, SMM, контекстная реклама или новый сайт— перейдите по сслкам или нажмите кнопку «Обсудить проект» в правом нижнем углу страницы. Мы перезвоним, чтобы обсудить детали. 

Евгения Фролова
главный редактор Учебки

Обсуди с другими
Обсудить проект
Выберите услугу,
впишите имя и телефон, нажмите кнопку
Нужна консультанция Экспресс-аудит Реклама Аналитика Анализ конкурентов Стратегия ROI-маркетинг SMM Блог Сайт Другое
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с  Условиями обработки персональных данных