О значении личного бренда для продвижения не говорит только ленивый. Хотя нет, любители легких путей первыми и говорят. Они верят, что личный бренд волшебным образом взвинчивает продажи, а создать его можно десятком постов в соцсетях.
Если бы все было так просто… О темных сторонах личного бренда мы поговорили с Вазгеном Аветисяном — маркетологом, бизнес-тренером, преподавателем Школы управления «Сколково» и МГИМО, автором книг о брендинге, а также создателем самого рокерского телеграм-канала о маркетинге ROCK N’ MARKETING.
В 2022 году Вазген Аветисян в соавторстве с Игорем Манном и Иваном Черемных написал руководство «Правильный брендинг» для желающих создавать и продвигать крутые бренды: продукты, компании, персоны, территории.
Через два года выпустил монографию «Правильный личный брендинг», в которой подробно изложил план действий от создания продукта и анализа ЦА до построения личного бренда и общения с аудиторией. Под личным брендом в ней понимается всё, что повышает добавленную стоимость любого продукта вплоть до личной жизни. Личный брендинг увеличивает ценность персоны для целевой аудитории, помогает сформировать правильное окружение и облегчает нетворкинг.
Одна из задач новой книги, как признается автор, — отговорить читателей создавать бренд! Не всех, конечно, но многим бренд действительно не нужен.
Сейчас ценность личного бренда переоценена. Нужно понимать, что брендинг — это инструмент под определенные задачи. Иногда он может навредить. Например, человек хочет построить сильный бренд, чтобы обезопасить себя, чтобы бренд стал активом предприятия и повысил добавленную стоимость. Когда он решит продать бизнес, личный бренд на стоимости его активов не скажется, скорее, наоборот.![]()
Вазген Аветисян автор книги «Правильный личный брендинг»
Важно не путать личный бренд с медийностью. Разницу Вазген Аветисян объясняет на примере Павла Дурова и Ольги Бузовой. Основатель «ВКонтакте» и Telegram до недавнего времени почти не появлялся в СМИ и соцсетях, но его узнаваемость и влияние постоянно росли. А как долго публика будет помнить Ольгу Бузову, если она исчезнет из эфира? Часто люди хотят просто славы, а не продаж с помощью бренда.
Не каждый человек потянет личный бренд. Дело в том, что создать бренд на пустом месте не получится. Как говорит Вазген Аветисян, бренд — это обещание, а сильный бренд — это обещание, которое выполняется. Выполнить обещание без определенных предпосылок (условий) невозможно.
Личный бренд по плечу тем, кто хорош в теории и практике, обладает харизмой и продвигает свою персону ради пользы дела. Сфера бизнеса особого значения не имеет: можно продавать товары, услуги, опыт или личную жизнь. В трех случаях личный бренд принесет максимум пользы.
Вазген Аветисян считает, что личный бренд в первую очередь нужен:
Если вы уверены, что вам нужен личный бренд и вы можете его создать, приготовьтесь к пожизненной работе. Конечно, провести анализ, продумать и реализовать стратегию продвижения персоны обычно получается за полгода, но поддерживать бренд и коммуницировать с окружением по новым правилам придется постоянно. А это и долго, и дорого.
Поскольку продать настоящий брендинг сложно, появляются эксперты, которые упрощают личный бренд до «распаковки», проявленности и съемок рилсов. Это понятный и доступный массовый продукт. Он легко находит покупателей, правда, даёт в лучшем случае медийность. Брендинг в принципе не может быть массовым продуктом, потому что подходит не всем.
Брендинг — одно из самых подмененных и упрощенных понятий в маркетинге. Как и сам маркетинг иногда упрощают до оформления шапки профиля или лидогенерации, так и брендинг сводят к логотипам, фирменному стилю или распаковке-упаковке экспертности. От этого кажется, что создать личный бренд просто, и желающих научить создавать бренды становится все больше.![]()
Вазген АветисянВазген Аветисян, автор книги «Правильный личный брендинг»
Книга «Правильный личный брендинг» знакомит читателей с истинным объемом работы и помогает спланировать этапы от подготовки до внедрения и продаж. Творчеству есть место, но анализ и структура для создания бренда важней.
Если сравнить бренд с клеем, который скрепляет ЦА и продукт, то для хорошего результата нужно подготовить поверхности и сварить правильный клей. У такого «клея» 12 ингредиентов, очевидных и не очень.
Понять значение составных частей бренда поможет еще одна метафора — «айсберг». Часть элементов* не видна публике, но играет решающую роль.
* Каждый из элементов платформы разбирается в отдельной главе книги «Правильный личный брендинг».
Посмотреть книгуВ первую очередь здравый смысл, считает Вазген Аветисян. А если вам нужно найти помощника, предлагает учесть шесть признаков.
От работы с подобными экспертами по личному брендингу лучше отказаться:
Личный бренд — это новые правила жизни и коммуникации, которые близкие могут не принять, предупреждает Вазген Аветисян. Часто персоне приходится менять окружение.
Личный бренд — это иногда неискренность. Нужно понимать, что люди-бренды другие в жизни. Необходимость всегда быть в рамках публичного образа — своего рода плата за эффективный маркетинг.
И никогда нельзя забывать, что личный бренд — это время и деньги.
Если цена за рост продаж и новый социальный статус, не кажется слишком высокой, — читайте «Правильный личный брендинг». Не исключено, что вы, как автор книги, сможете создать личный бренд, в котором органично сочетаются требования профессии и любовь к рок-музыке.
А если личный бренд не подходит, и вам нужны SEO, SMM, контекстная реклама или новый сайт— перейдите по сслкам или нажмите кнопку «Обсудить проект» в правом нижнем углу страницы. Мы перезвоним, чтобы обсудить детали.