Как часто вы задаётесь вопросом, почему у вашего сайта или приложения низкая конверсия? В чём главная проблема? В неудобной структуре, устаревшем дизайне, сложной навигации или в чём-то другом?
Ответ на эти и многие другие вопросы можно получить, проведя юзабилити-тестирование сайта.
Основная задача юзабилити-тестирования: показать, что мешает пользователям совершать целевые действия.
Чтобы сделать крутой продающий инструмент (сайт, лендинг, емейл, мобильное приложение и многое другое), нельзя полагаться только на свои экспертность и мнение. Как создателю/автору/разработчику, вам может нравиться какая-то фича, но люди её просто не поймут. Нужно протестировать гипотезы и идеи, найти проблемы и ошибки в использовании, отсечь лишнее и оставить только самое нужное, полезное и — это главное — востребованное. Здесь как раз и пригодится юзабилити-тестирование.
Раз мы в digital, давайте сделаем ремарку: с точки зрения разработки сайта, юзабилити-тестирование позволяет понять, какие ошибки совершает посетитель, прежде чем получит нужную информацию или достигнет другой цели. Если эти ошибки проанализировать и исправить, можно повысить конверсию сайта и снизить «плохие» метрики, типа показателя отказов.
Сплит-тестирование — это маркетинговое исследование, которое позволяет оценить эффективность двух разных вариантов, сравнивая их между собой.
Например, на сайте есть форма сбора контактных данных с очень низкой конверсией: посетители практически не оставляют заявки. Маркетолог немного меняет форму и её расположение на сайте. Через месяц анализирует полученные данные с помощью специальных аналитических программ. На основании этих данных, он или продолжает экспериментировать с формой, или оставляет всё, как есть, довольный результатом.
Минус в том, что маркетолог руководствуется своими предположениями и данными из аналитических программ. В ходе такого тестирования нельзя точно узнать, что именно пользователям не нравится. А в юзабилити-тестировании — можно. В ходе юзабилити-тестирования (не любого, но об этом позже) можно легко задавать респондентам вопросы и получать конструктивные ответы.
Метод фокусных групп заключается в обсуждении и оценке идей и вариантов дизайна и содержания специально отобранными группами людей.
Метод подходит, если нужно быстро получить различные мнения по тому или иному вопросу. С его помощью вы сможете определить предпочтения и вкусы целевой аудитории, но не поймёте, как работает ваш сайт и как его можно улучшить. Это можно сделать только с помощью юзабилити-тестирования.
Юзабилити-тестирование — это индивидуальный процесс, в ходе которого респонденту демонстрируют необходимые элементы или страницы сайта, а затем его просят либо попытаться понять, что он видит, либо выполнить какое-то задание.
В зависимости от степени участия модератора:
В зависимости от места расположения респондента:
При дистанционном тестирование вы экономите своё время, но результаты исследования будут менее качественные. Если респондент запутается, в очном формате вы сможете помочь ему разобраться с проблемой и продолжить тестирование.
В зависимости от целей:
Первый и самый простой способ — воспользоваться специализированным сервисом по проведению юзабилити-тестирований. Например, USABILITYLAB, Гsabilla и другими. Это очень эффективно — вам подберут представителей именно вашей ЦА, помогут провести тестирование и даже сформируют подробный отчёт с проблемами. Но такие сервисы — удовольствие не из дешёвых. Цена может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. Оно того стоит, но такие деньги есть далеко не у всех.
Второй вариант — попытаться найти представителей ЦА самостоятельно. Как вариант, можно предложить клиентам пройти юзабилити-тестирование за какие-то бонусы: скидки, подарки к покупке и так далее.
Мы в «ЛидМашине» сначала общаемся с клиентом и стараемся узнать всё о его ЦА. Некоторые помогают нам привлечь респондентов из числа своих клиентов. Если респондентов недостаточно, мы составляем анкету и публикуем пост с приглашением принять участие в юзабилити-тестировании в своих соцсетях.
Чтобы результаты юзабилити-тестирования были более-менее достоверными, в нём должно участвовать не менее 25 человек. Чем больше, тем лучше. К сожалению, не пользуясь дорогостоящими сервисами, найти столько тестировщиков сложно. Но даже меньшая выборка может быть полезна. Как минимум, вы сможете с её помощью найти гипотетические проблемы. А доказать их значимость можно уже каким-то другим путём — с помощью тех же сплит-тестирований.
Внимание!
Чтобы результаты юзабилити-тестирования были качественными и достоверными, выборка тестировщиков не должна быть «деформированной». То есть в ней не должно быть:
Правильно подобранная ЦА для тестирования — уже половина сделанной работы.
Подготовьте тест для выявления потенциальной аудитории. Для каждого проекта нужна индивидуальная анкета, чтобы отсеять нецелевых пользователей. Помните: попасть в ЦА — ваша основная задача, поэтому старайтесь задать как можно больше уточняющих вопросов.
Совет
Удобнее всего составлять подобные опросники в «Гугл Формах». У каждой анкеты в «Гугл Формах» есть персональная ссылка, которую можно отправить потенциальной целевой аудитории. Ответы автоматически собираются в таблицу, а на почту маркетолога приходит уведомление о новой заполненной анкете. После, он выбирает респондентов и приглашает на тестирование (пример анкеты).
После того, как вы отобрали респондентов, подготовьте вопросы для самого тестирования. Адаптируйте их под тематику сайта и смоделируйте сценарий взаимодействия пользователей с сайтом. Основная цель — поставить респондента на место реального пользователя.
Вопрос 1 | Вам нужно купить телевизор себе домой. Какими критериями вы будете руководствоваться при выборе? Оцените каждый критерий в зависимости от степени важности и актуальности для вас. |
Вопрос 2 | Руководствуясь озвученными критериями, подберите на сайте подходящий телевизор. Какой информации о товаре не хватает на сайте? Что нужно расписать подробнее? Что лишнее, и вы не станете читать? |
Вопрос 3 | Закажите выбранный телевизор. Какие сложности возникли? Какие условия оплаты и доставки выбрали и почему? Как можно сделать оформление заказа удобнее? |
Совет
Прежде чем проводить юзабилити-тестирование на реальных респондентах, ответьте на вопросы сами. В итоге у вас должен получить идеальный вариант выполнения вашего задания. В дальнейшем вы будете сравнивать своё прохождение с прохождением респондента и искать различия и ошибки.
Для проведения юзабилити-тестирования используйте программы для записи скринкастов. Это поможет не забыть важные моменты, о которых рассказал респондент, а также найти ошибки, которые вы не заметили в ходе тестирования.
Будьте вежливы. Проводите тестирование в дружеской непринуждённой обстановке. Дайте респондентам расслабиться, предложите чай с печеньками. Будьте терпеливы и добры к участникам тестирования. Дайте им понять, что они не глупы, если у них не получается сделать какие-то задания.
Поймите ход мысли респондентов. Задавайте им вопросы, о чём они думают и почему действуют именно так, а не иначе.
Это важно!
Не подсказывайте участникам, как пройти тестирование! Не навязывайте своё мнение! Если у тестируемого возникла проблема, задайте наводящий вопрос «Как вы думаете, что бы вы могли сделать?»
Уточняйте. Получите от участников развернутую информацию, а не просто «мне не нравится». Если респонденту не нравится страница, обязательно выясните, что конкретно его в ней не устраивает.
Нет минимального или максимального времени на выполнение заданий. Вы должны контролировать процесс сами, следить за тем, чтобы респондент был собран и не отвлекался. Если видите, что респондент устал, лучше завершите тестирование.
Если вы хотите получить хороший сайт, его нужно тестировать на всех этапах разработки. Юзабилити-тестирование напомнит, что все люди думают по-разному, и что у одной и той же задачи может быть несколько решений. Основная задача тестирования — выяснить, что мешает посетителям совершать целевые действия и устранить эти неудобства.
Лучше протестировать одного пользователя, чем не тестировать никого. Главное помнить, что тестировать нужно представителей ЦА. Иначе вы получите недостоверные данные.
Цель тестирования не в доказательстве или опровержении вашего мнения, а в получении критической оценки. Вам нужно не доказать, что программист и дизайнер плохо справились с работой, а узнать, почему тот или иной элемент сайт неудобен для использования потенциальной ЦА. Это ценные данные, которые, благодаря вашему профессионализму и здравому смыслу, помогут сайту/приложению стать удобнее и понятнее.
А вы проводите юзабилити-тестирования? Есть ли какие-то особенности, о которых я не написал? Делитесь в комментариях!