В октябре 2020-го Google представил новую версию аналитики — Google Analytics 4. За обновлением последовало много разговоров и обсуждений, но многие так и не решились освоить новый инструмент в надежде, что старой версии им хватит еще надолго.
Пользоваться привычной Google Analytics, конечно, можно, но вот новые фичи Google собирается добавлять только в GA4. Получается, что если не разобраться сейчас, то в будущем сделать это будет еще сложнее.
Поэтому для тех, кто еще не решился, я написала подробную инструкцию о том, как и, главное, зачем подключать Google Analytics 4. Заранее скажу, что обновиться до GA 4 или откатиться назад нельзя — можно только создать новый ресурс «Google Аналитика 4». Он будет существовать параллельно со старым и не усложнит вам жизнь.
Какие функции и фишки появились в новом Google Analytics и стоит ли на него переходить?
Если кратко, в прошлой версии Google Analytics статистика велась по устройствам и сеансам, а в GA4 — по уникальным посетителям и событиям. Получается, что новая версия позволяет отделить конверсии от всех отслеживаемых событий.
Теперь я по порядку расскажу обо всех преимуществах и недостатках, которые мы нашли. Если с этим вы уже разобрались, то переходите сразу к инструкции.
Если вы уже перешли в GA4, вы всегда можете создать ресурс в двух форматах (старой и новой) и пользоваться старыми настройками, пока не привыкнете к новым.Google Support
1. Разделены события и конверсии
Конверсии — это важные целевые действия. Через них мы отслеживаем эффективность источников привлечения трафика, а также удобство и убеждение сайта.
Но иногда приходится отслеживать цели, которые не имеют значительного веса. Для этого и нужны события.
В старом GA все цели, которые мы настраивали (на просмотры страниц, клики и т.д.) были конверсиями. В GA4 можно отделить важные конверсии от менее значимых событий.
Это полезно для отслеживания эффективности.
Например, вы хотите отслеживать эффективность квиза на каждом этапе: настроили цель по клику на кнопку и далее пошагово вплоть до финала. Это нужно, чтобы узнать, на каком этапе чаще всего отваливаются пользователи и какой процент доходит до конца. Но теперь стандартный Google Analytics будет регистрировать слишком много конверсий и путать вам следы.
Тут-то и пригодится разделение на события и конверсии, которое появилось в GA4.
P.S. В Яндекс.Метрике давно присутствует эта функция, но сейчас не об этом.
2. Новый подход к сбору статистики
Алгоритмы сбора статистики в GA4 изменились. В прежней версии Google Analytics статистика строилась вокруг сессий, в новой — вокруг событий. Например, в GA4 длительность рассчитывается как разница между первым и последним событиями сеанса. А в Universal Analytics она рассчитывается от захода посетителя на сайт до момента, когда он бездействует 30 минут или вызывает событие, прерывающее сеанс.
Из-за этого данные систем аналитики могут разниться. Но разработчики заявляют, что в GA4 статистика собирается точнее.
Сеанс — это последовательность действий пользователя на сайте за определенный период времени. В рамках одного сеанса в ресурсе Universal Analytics может произойти несколько просмотров страниц, событий, социальных взаимодействий и транзакций электронной торговли.Google Support
3. Переход от параметров к воронке
Интерфейс GA4 изменился в соответствии с этапами CJM. Раньше отчеты содержали разные параметры (аудитория, источники, конверсии), теперь — этапы воронки:
Для опытных практикующих маркетеров, которые постоянно работают с аналитиксом, от этого нововведения не горячо и не холодно. Просто нужно привыкать к новой структуре: отчеты строятся по-другому и находятся в других вкладках.
Но возможно, оно будет полезно для владельцев бизнеса, директоров по маркетингу, начинающих маркетологов. Это поможет им понять, как работает маркетинг в целом.
4. Кроссплатформенность (никаких больше задваиваний сеансов)
Кроссплатформенная аналитика GA4 реализована за счет трех параметров идентификации: User_id, Google Signals и Device_id. Разработчики заявляют, что благодаря им GA4 будет отслеживать уникальных посетителей, а не их устройства и браузеры.
Решение этой проблемы поможет точнее отслеживать посетителей и конверсии. Например, если человек зашел на ваш сайт со смартфона, а затем с ПК и совершил одно и то же целевое действие, оно больше не будет дублироваться в системе аналитики. Но, как я понимаю, это все пока в стадии развития и нельзя сказать, что прямо сейчас эта проблема решена на 100%
5. Защита конфиденциальности
GA4 отходит от использования Cookie. В GA4 не используется Client-ID — уникальный идентификатор-псевдоним, который назначается браузеру, хранится в cookie и помогает отслеживать повторные визиты на сайт. Вместо него используют gtag.js и идентификатор экземпляра приложения.
Также в GA4 по умолчанию настроена IP-анонимизация.
6. Бесшовная интеграция с другими продуктами Google
GA4 глубоко интегрировали с Youtube, чтобы отслеживать влияние рекламных кампаний на вовлеченность, конверсии, события и процент отказов на сайте.
В целом GA4 — это бета-версия, пока не все задуманные возможности реализованы, потому она и не обрела популярность в массах. Например, Google Analytics 4 пока невозможно интегрировать с сервисом Elama.
Но разработчики заявляют, что отныне развивать будут только её и за ней наше будущее.
В рамках ROI-маркетинга разберемся с GA4 и другими сервисами аналитики за вас.
Давайте!Зайдите в раздел «Администратор». В столбце ресурса Google выберите раздел «Ассистент настройки GA4». Далее следуем указаниям системы и со всем соглашаемся:
Затем нужно добавить новый код отслеживания на сайт. Проще всего это сделать через Google Tag Manager.
Заходим в «Потоки данных» — сайты — нажимаем на сайт:
Копируем идентификатор потока данных:
Советую создать переменную для идентификатора потока данных, чтобы в будущем при создании новых тегов каждый раз не приходилось его копировать.
Создаем переменную-константу. Вставляем идентификатор:
Создаем тег:
Проверим через предварительный просмотр. Кстати, теперь он работает иначе.
Вводим ссылку на сайт, нажимаем Start:
Сайт откроется в новом окне. Смотрим зафиксированные теги, все работает:
Отправляем на сервер (кнопка рядом с предварительным просмотром).
Через некоторое время новый Analytics начнет регистрировать посетителей.
После появления аккаунта GA4 ваш старый аккаунт никуда не денется. Они продолжат мирно сосуществовать, правда, интегрироваться друг с другом не будут. До полного перехода на GA4 вы просто будете сравнивать статистику в двух аккаунтах.
Если же у вас еще не было аккаунта Google Analytics, то система автоматически подключит вам новую Google Analytics 4.
Пока будущее не наступает на пятки, мы советуем настроить GA4 в дополнение к уже существующему Analytics, измерять точность статистики, понемногу изучать его и привыкать к новому интерфейсу.