Обсудить проект

Заменит ли искусственный интеллект маркетологов, или станет ChatGPT inbound-маркетером Лидмашины?

  • Soft skills
  • 31 мая 2023
  • 1271
  • 9 минут

Этот текст мог бы написать ChatGPT, но его все же пишет человек. Почему? Потому что мы решили проверить, возьмем ли искусственный интеллект на должность inbound-маркетолога и… поняли, что нет. Как мы проверяли его навыки и почему решили отказать ↓

Тестовое задание для ИИ

Когда человек метит на должность inbound-маркетолога, он сначала проходит собеседование, а потом получает тестовое задание из 4 пунктов:

  1. Прочитать материалы из Учебки про Inbound-маркетинг, написать по результатам эссе о принципах работы Inbound.
  2. Прочитать статью и составить семантическое ядро для блога компании osnova.capital
  3. Составить на основе этого ядра контент-план на 2 недели из расчета 2 поста в неделю.
  4. Написать пост-исследование в блог с целевой аудиторией подростков на тему: «Поисковая оптимизация сайта. Как показать свой ресурс Google и Яндекс?»

С ChatGPT собеседование мы не проводили — пришлось довериться отзывам и сразу выслать оффер тестовое. Чтобы все было максимально прозрачно и я не могла повлиять на результат, задание боту «скармливала» Настя Фоминых. Моя задача была только оценить и вынести вердикт. К слову, в этом у меня есть опыт, так как всех inbound-маркетологов, которые сейчас работают в Лидмашине, на работу принимала я.

Этап 1. Эссе

Обычно для новичка это самая простая и понятная задача, потому что эссе нас учат писать еще в школе. Но и с этим не все справляются на отлично. Я оцениваю:

  • насколько хорошо кандидат собрал и проанализировал информацию;
  • как ее структурировал;
  • интересно ли это читать;
  • есть ли там авторское «Я».

Что там у ChatGPT? Информацию собрал достаточно полно. Текст при этом не похож не рерайт первых страниц выдачи (такое часто присылают, ощущение, будто я это уже читала тысячу раз, просто слова другие). Так что анализ и переосмысление информации хоть и не идеальные, но все же есть.

Если кандидат еще и умеет делать SEO-подзаголовки, то это плюс 5 к карме. Если додумался изображения добавить — плюс 10.

В структуре текста не хватает подзаголовков, но думаю, это вопрос постановки задачи. Если бы в ТЗ сказали, что они нужны, то ChatGPT сделал бы. С другой стороны, если бы кандидату сказали, то и он бы сделал. А тут важно, чтобы человек сам знал, что стена текста — это плохо и сложно для восприятия.

Интересно ли было читать эссе искусственного интеллекта? Не очень. Но я смогла прочитать до конца, причем даже несколько раз. Предложения короткие и по делу. Не хватает, конечно, «мяса», или более профессионально — фактуры, но и мыслью по древу бот не растекся (а кандидаты частенько так делают).

Еще один показатель в пользу «скучно» — отсутствие авторского «Я». Но оно, может, и к лучшему, а то еще год-два и начнутся у ИИ метания в духе «Призрака в доспехах». А пока что просто текст, за которым не видно личности.

Профессиональные копирайтеры могут со мной поспорить, мол, зачем в тексте автор, если речь идет о коммерческом тексте, а не о журналистике, блогерстве или книгах. Шанс показать свою коммерческую жилку у кандидатов есть в 4 задании. Там мне важно увидеть, как они умеют подстраиваться под целевую аудиторию. Эссе же, согласно гуглу, — это «сочинение небольшого объёма по какому-л. частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения». Так что будьте добры показать авторскую манеру.

Кстати, наш офис-менеджер Аня Малкова шутит, что у меня есть суперспособность: я по тестовому могу угадать, какому кандидату оно принадлежит (если я что-то о нем слышала до). Мне же кажется, что это сделать очень просто.

Этап 2. Семантическое ядро и контент-план

С этим заданием ChatGPT справился лучше, чем большинство кандидатов.

Мы набираем людей, которые умеют писать, но вот словосочетание «семантическое ядро» многие из них слышат впервые. Чтобы человек мог собрать мини-семантику, мы прикладываем инструкцию, как собрать семантическое ядро для блога.

Если кандидат все делает правильно, значит, он обучаем и способен быстро применять новую информацию. Вторая часть задания — контент-план. В ней кроется задание на сообразительность. Кандидат должен понять, что семантика собиралась не просто так: ее нужно связать с контент-планом. У ChatGPT это вообще без труда получилось сделать.

Кроме того, ИИ додумался, что перед сбором семантики и контент-планом нужно проанализировать, для кого ты их делаешь. Чисто по-человечески у меня, конечно, есть вопросики к его выводам, но хотя бы понял эту вводную — уже молодец.

Правда, после выполнения тестового появилось еще одно «НО»:

Для сбора семантического ядра я прислала ChatGPT яндексовский Wordstat. Бот лихо насобирал ключевики, но мне захотелось проверить его работу. Самый широкий запрос, который прислал ИИ, вбила самостоятельно в сервис. И…количество поисковых запросов у нас не сошлось. И тут до меня дошло, что использую GPT-3. Скорее всего, он предоставил данные за 2021 год. Вывод: семантику бесплатной версии доверять не стоит, иначе получите неактуальные данные.

Анастасия ФоминыхInbound-маркетолог

Этап 3. Пост-исследование для подростков

Последним заданием для ChatGPT был пост про оптимизацию в блог для подростков. «Привет, друзья!» — это единственная фраза, которой ИИ решил расположить к себе целевую аудиторию. А вот так начинают тестовые реальные кандидаты (теперь уже сотрудники):

Кажется, такое подросткам больше зайдет.

Дальше в посте ChatGPT вроде и не очень сложная, но все-таки «вода», которую дети 13-16 лет и понять не смогут, и читать не захотят, так как скучно.

«Важно выбрать правильные ключевые слова для своего сайта и использовать их в заголовках, тексте, ссылках и других местах на вашем сайте», — рекомендация, конечно, классная, только откуда подросток знает, как выбрать правильные ключевые слова, а, ChatGPT? (надеюсь, за такой наезд я не окажусь в первых рядах на казнь после восстания машин)

В этом задании я оцениваю то, сможет ли кандидат быстро «въехать» в тему и насколько подробно разложит ее подросткам. Желательно через аналогии и интересные примеры. Помню, когда сама вела блог с такой тематикой, иногда вставляла словечки из доты и другой игровой слэнг. Возможно, так ЦА понимала, что я тот еще рекрут, но все-таки свой.

ChatGPT задачку не понял. Конечно, если написать ему «сделай статью про оптимизацию для дотеров», то он, наверное, справится. Но мы же сравниваем действующих маркетологов с действующим искусственным интеллектом. И второй пока что проигрывает.

Заменит ли искусственный интеллект маркетологов, или когда мы все останемся без работы?

Кажется, увольнение всем нам грозит не скоро (конечно, если вы работаете не в Amazon или Microsoft). Пока что ChatGPT — это помощник, а не самостоятельная рабочая единица. Причем этот помощник работает только в очень хороших руках. Так что редакторы-менеджеры, узкопрофильные авторы могут спокойно сидеть на своих местах.

Но вот копирайтерам, которые любят работать с буквами, а не с задачами, с приходом ChatGPT точно делать больше нечего будет. Раньше мы иногда пользовались услугами копирайтеров, которые просто собирали информацию, а мы проводили фактчекинг, добавляли деталей, правили стиль. Но зачем сейчас редактору нанимать низкопрофильного писателя за 50-200 рублей 1000 знаков, если у него есть ИИ, который за полчаса сделает то, на что у человека уйдет полдня? Незачем.

Анастасия Мартынова
inbound-маркетолог, автор книги «Безгрешный маркетинг»
Анастасия Фоминых
inbound-маркетолог

Обсуди с другими
Обсудить проект
Выберите услугу,
впишите имя и телефон, нажмите кнопку
Нужна консультанция Экспресс-аудит Реклама Аналитика Анализ конкурентов Стратегия ROI-маркетинг SMM Блог Сайт Другое
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с  Условиями обработки персональных данных