Обсудить проект

Как за 2 месяца написать книгу с Игорем Манном. Интервью с авторами книги «Слайдхаки»

  • Soft skills
  • 25 января 2022
  • 1805
  • 15 минут

В октябре прошлого года в издательстве «КнигиУм» вышли «Слайдхаки». За первые же дни было продано рекордное количество экземпляров и книга вышла в топы продаж. Количество положительных отзывов при этом только росло.

Чтобы вычислить секрет успеха, мы решили пообщаться с Игорем и Катей Нисенбойм и узнать, как они начали работать над презентациями, каково это — написать книгу с Игорем Манном и почему «Слайдхаки» стоит прочитать.

Вышел спикер со слайдами и ты думаешь: «Господи, как же теперь перед людьми оправдаться?»

Как вы пришли в эту сферу и начали создавать презентации?

Катя Нисенбойм: Психологическую травму от плохих презентаций мы получили еще в юности. Первой работой и у меня, и у Игоря были банки: там мы увидели отчеты на 100500 слайдов с таблицами и графиками. Тогда нам пришлось вслепую разбираться в этой теме и каким-то эмпирическим путем мы поняли, что менеджер по копипасту из Excel не равно разработчик отчетов.

Сначала презентации были хорошие только у нас. Потом наши коллеги подходили к нам и говорили: «Ребят, помогите нам тоже сделать, почему это у нас такая большая разница». Далее мы обучили своих сотрудников в нашей бизнес-школе. Следующим этапом начали обучать спикеров, которые в ней выступали.

Игорь Нисенбойм: Получилось, что у Кати изначально было больше интереса к этой теме, так как Катя видела спикеров, отсматривала их в интернете по рекомендациям. Она видела больше презентаций, чем я, видела их минусы. Часто получалось так, что есть крутой спикер, говорит хорошо...

Катя: Но вышел со слайдами и ты думаешь: «Господи, как же теперь перед людьми оправдаться?»

Игорь: Правда, если ты сидишь и тебе стыдно, то аудитория сидит и слушает, им интересно. Катя первая пришла к тому, что стыдно быть не должно. Так мы пришли к совместной работе, потому что у Кати болело, а я занимался достаточно долго коммерческими текстами. Сначала отчетами, затем коммерческими предложениями сначала для себя, а потом для клиентов. И в итоге мы как бы «поженили» эти два навыка.

А как пришли к тому, чтобы создать собственный курс?

Игорь: Не было какой-то точки, когда мы стукнули кулаком и сказали: «Мы теперь про презентации». Все происходило достаточно равномерно, и даже сам курс по презентациям, который мы сейчас ведем, изначально был значительно короче. Катя постоянно думала, как сделать его максимально простым, чтоб не грузить людей ненужной предысторией.

Люди не дизайнеры, мы понимаем, что создание презентаций — не самый важный навык, и занимает он полпроцента работы. Стояла задача: помочь человеку сделать отчет быстрее и сэкономить 30 минут на подумать и час еще на что-то.

Сколько лет уже существует курс?

Катя: Шесть лет назад мы провели первые «Презентации». Когда мастер-класс уже перевалил за 3 дня контента, мы выделили два основных направления. Это отдельно «Слайдмастер» — все, что касается визуализации: продажа обучений при помощи слайдов, презентаций и проектов. И отдельно поселился тренинг «ГТО» — графики, таблицы и отчеты.

Игорь: Мы их разделили, во-первых, потому что не каждому нужна вся информация, а во-вторых, потому что человек не готов получать такой 2-недельный курс по презентациям. Это избыточно.

Я уяснила, что к курсу вы шли постепенно, развивались. А как пришла идея книги? Вы же по сути отобрали сами у себя деньги. Ездили бы от Сахалина до Калининграда и проводили бы курсы, а теперь люди купят книгу и всему сами научатся. Как же так? почему вы решили, что нужно напечатать книгу?

Игорь: Я не верю, что есть какая-то прямая связь. Приведу пример. Пять-семь лет назад все вдруг стали спортсменами. Все бегали 100-метровки, а я был какой-то неуклюжий и уроки физкультуры для меня были словно ядерная война. Я это дело ненавидел. Но когда стал заниматься спортом, то купил книжку, очень хорошую, она многое для меня прояснила. Потом купил вторую, потом третью, потом было несколько тренеров по разным дисциплинам.

Любой адекватный человек понимает, что, прочитав книжку, ты получил только какой-то кусок. Поэтому в то, что книжка отбирает тренерский хлеб, я не верю. Так не бывает. Катя, сколько мы в среднем работаем?

Катя: У нас 15-ти часовой курс. Примерно 7 часов люди работают руками и не выходят из аудитории или Zoom, пока не будут готовы все задания. То есть одно дело посмотреть на YouTube, как плавать, а другое — залезть в бассейн и поплавать. Примерно такая же разница. Книга это про то как, а на тренинге люди руками пробуют и делают.

Игорь: Я из семьи врачей. И мне однажды попался учебник по акушерству и гинекологии. Вот как принимать роды? Описано подробно с картинками, с ситуациями, где и как. НО, если человек не имеет хотя бы базового медицинского образования и попытается принять роды по учебнику, то это может плохо закончится. То есть книжка это только ступенька, на которую можно опереться.

Мы прошли все стадии — отказ, торг, гнев, принятие

Расскажите, как вы решили сделать книгу вместе с Игорем Манном?

Игорь: Игорь выпускает книги «Правила жизни бизнеса» и попросил нас подготовить маленькую главку, буквально на страницу, по поводу презентаций. Мы это сделали и заодно оценили формат книги: без длинных прелюдий, рассказов историй и вопросов — взял и сделал. Эта идея понравилась, и мы предложили написать такую книжку по презентациям. Но Игорь отказался, сказал, что недостаточно компетентен в этой теме.

Катя: Но потом выяснилось, что опыта публичных выступлений с презентациями у него уйма. Соответственно Игорь может рассказывать не то, как технически кнопки нажимать и делать слайды, а то как с этими слайдами выступать, в какие ситуации можно вляпаться.

Игорь: Но Игорь все равно согласился не сразу. Одну-две недели мы вели переговоры. Это было в январе 2021. Мы прошли все стадии — отказ,торг, гнев, принятие. Игорь сказал осторожное «нет», потом две недели думал, обсуждал эту идею. Потом сказал: «Давайте попробуем написать оглавление». Наверное, чтобы посмотреть, насколько мы адекватно воспринимаем ожидания друг друга. Что мы хотим получить на выходе.

Катя: В итоге мы разделили работу и каждый писал только о том, в чем он силен. Я — оформление и визуализация, Игорь (интервьюируемый) — смысл и контент, а Игорь Манн о том, как этим пользоваться.

Игорь: Благодаря этому книжка была написана очень быстро и безболезненно: с середины января по середину марта. Но это были не 2 месяца писанины, уделяли книге по несколько часов.

Каждый писал про свое, мы писали части параллельно и у нас не возникало вопросов, где мы противоречим друг другу. Соответственно, не было дискуссий, что оставить или убрать. Редакторские правки также безболезненно вносили.

А познакомились с Игорем как?

Катя: Мы знакомы очень давно, Игорь много раз приезжал к нам в школу как спикер. Сейчас бизнес-школе 16 лет, мы туда пришли 12 лет назад. Он приезжал с выступлениями еще до нашего появления.

Как вы начали общаться? Рассказывали ему про свою деятельность?

Игорь: Задавали ему вопросы с точки зрения продаж обучающих мероприятий.

Мы понимали, что мы не одни его приглашаем, видели, как продают в других городах, и точно знали, что Игорю есть что сказать по поводу маркетинга.

Мы быстро нашли общий язык и в профессиональном плане, и в личном и достаточно долго продолжали общение в таком формате.

Какой была писательская часть? Как организовали процесс?

Катя: Мы были привязаны — планировали встречи в «зуме» с Игорем на неделю вперед. Встречи были в формате «А давайте почитаем то, что мы написали», то есть к этой встрече нужно было подготовить то, что будем читать на встрече. У этих собраний было конкретное время, соответственно у нас не было шансов отложить или просрочить.

Игорь: Если с Катей мы находимся 24 часа в сутки на работе и дома, то с ней я могу договориться. Сказать: «Извини, я не успел». Но когда есть соавтор, то если мы договорились созвониться и вычитать 5 глав, то это организующий фактор.

Насколько это влияло на вашу повседневную жизнь? Вы какие-то вещи добавили, убавили, были вынуждены поставить на паузу или как? Как договаривались с детьми?

Игорь: Работу и детей на паузу не очень-то поставишь. Но все это не превращалось в муки творчества. Не было такого, что мы просыпались в 5 утра и упорно писали. В это время я только на самолет могу проснуться, причем не в самом работоспособном состоянии.

Скажу свое видение: когда книжка порублена на очень маленькие кусочки, то это удобно, потому что нет вопроса о чем писать. Есть узкая тема, ее нужно объяснить и все.

Катя: Ну, у меня еще другая ситуация: помимо того, что я писала книгу про оформление, я еще делала всю визуализацию в ней. У нас была принципиальная позиция — все иллюстрации сделаны в PowerPoint и скринами вставлены в книгу. После того, как дети улягутся спать, я садилась и ночью рисовала эти иллюстрации. Смеялась, что у меня будет новая строчка в резюме — иллюстратор книг. Но у нас была такая идея: показать, что даже книжки можно иллюстрировать при помощи PowerPoint.

Игорь: Можно все было сбагрить на дизайнера издательства, но это был принципиальный момент — показать, что огромное количество редактуры можно сделать в PowerPoint, даже если ты не дизайнер.

Если человек прочитает книгу, внедрит 5 правок и у него станет лучше, чем у коллеги или конкурента, то моя задача как автора будет выполнена

Давайте поговорим про содержание. Грубо говоря, зачем людям читать «Слайдхаки»? Если у человека есть желание, но он ничего не понимает в этой теме, чувствует себя неуверенно, то чему он научится?

Игорь: Я отвечу на вопрос, который вы не спросили, но он важный и нам часто его задают: зачем нужно было писать 50-ю книжку по презентации? Книг по презентации валом, немерено. И американских и наших авторов. Но есть один изъян.

Представим, что я офисный работник, руководитель отдела продаж. Для меня презентации — темный лес, последний раз делал их в университете. Я открываю книгу, там есть потрясающие графики, все оформлено. Но когда у меня нет дизайнерского образования и времени его получать, то я книгу открыл, посмотрел, сказал: «Круто!» — и пошел дальше делать как раньше.

Мы же намеренно сделали книжку, как очень простой инструмент для человека, который раньше никогда даже не думал о том, как правильно сделать презентацию.

Катя: Именно поэтому книга поделена на коротенькие главы и каждая глава посвящена конкретному «как что-то сделать». Как написать первый слайд, как выдумать заголовок, как закончить.

Из-за того, что книга так разделена, ее не обязательно читать от начала и до конца. Можно по оглавлению найти тот кусочек, где есть вопрос, и воспользоваться подсказками.

Игорь: Я сейчас такую очень пафосную вещь скажу. Наша задача этой книгой сделать так, чтобы человек, который в это никогда не вникал и вникать не хочет, из 86-ти глав начал применять 5. Если 10, то вообще замечательно. Если человек прочитает книгу, внедрит 5 правок и у него станет лучше, чем у коллеги, конкурента, то моя задача как автора будет выполнена.

Нет цели догнать и перегнать Америку?

Игорь: Как-то меня спросили, кто делает презентации лучше: мы или американцы. У нас есть выдающиеся презентации, такие, что хочется распечатать и пожать руку автору. Но мне кажется, что мы делаем либо что-то выдающееся, либо такое, на что больно смотреть.

Если же говорить про американцев, то у них есть сайты 1995 года выпуска, есть корявые, странные сайты и корявые коммерческие предложения тоже есть. Но за счет того, что их еще в школе учат делать презентации, в среднем по больнице у них уровень выше. Нет такой полярности как у нас.

Катя: Ну да, мы сливаем весь годовой бюджет, чтобы сделать в конце года крутую презентацию, по которой все конкуренты поймут, что у нас есть деньги на крутого дизайнера. Но без дизайнера вряд ли кто-то сможет в рамках компании делать что-то подобное.

То есть вы хотите заполнить эту серединку добротными и качественными презентациями? Чтобы был средний класс презентаций?

Катя: Да.

Игорь: Меня спрашивают: «Какое ноу-хау вы открыли?» Но мы и не пытались. Нам кажется, что существующие форматы книг о презентациях не отвечают чаяниям читателей, поэтому мы создали свою. Вот и все.

Можете в одной фразе сказать про что ваша книжка?

Игорь: Про то, как выглядеть крутым, выступая на совещании: сделал слайды, выступил и почувствовал себя молодцом.

Катя: Наша книга позволяет выгодно оттенить свой профессионализм и экспертность на фоне конкурентов или коллег при помощи слайдов.

Будут ли «Слайдхаки-2»?

Игорь: Просто писать продолжение и вымучивать книжку не хочется. Когда читаешь хорошую книгу автора, то продолжение либо слишком очевидное, либо очень крутое, но слишком специализированное. Поэтому я больше хочу сделать «Слайдхаки» для подростков (если мне удастся убедить Катю).

Вот такая хотелка, а о планах объявим.

Мария Пилипенко
Inbound-маркетолог, PR-менеджер

Обсуди с другими
Обсудить проект
Выберите услугу,
впишите имя и телефон, нажмите кнопку
Нужна консультанция Экспресс-аудит Реклама Аналитика Анализ конкурентов Стратегия ROI-маркетинг SMM Блог Сайт Другое
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с  Условиями обработки персональных данных