Задача маркетолога — увеличивать продажи. И чем быстрее, тем лучше. Так сказать, продать рыбу, пока та не протухла. Никому не понравится год делать сайт, а потом в первую же неделю понять его бесполезность, потому что нет посетителей.
Когда я выписываю пришедшие в голову идеи, получается список из ста пунктов. Я не знаю, что делать в первую очередь. Паникую и выбираю в план понятные и лёгкие задачи.
Чтобы план интернет-маркетинга состоял из полезных задач, а не из лёгкой ерунды, я придумал метод сортировки и выбора задач — матрицу идей.
У меня не было неудач. Я на пять тысяч способов ближе к способу, который сработает.
После пяти тысяч попыток создать лампу накаливания.
Сначала я записывал идеи в блокнот. Но начинал путаться, когда накапливалось хотя бы двадцать записей.
Потом я нарисовал схему работы, чтобы структурировать идеи. Схема показала картину предстоящей работы. Но когда на ней накопилось тридцать квадратиков и стрелочек, она превратилась в бессмысленную кашу. Причём схему приходилось перестраивать с каждой новой идеей.
Я выделял интересные идеи красным цветом или вешал на них ярлык «Важно». Но через неделю из сотни идей пятьдесят сияли красным.
Анастасия Беликова предлагает использовать матрицу Эйзенхауэра, чтобы составить план интернет-маркетинга. Она помогает сортировать идеи на четыре отдельных списка. Но я по-прежнему не понимаю, какие задачи делать в первую очередь.
Матрица идей основана на воронке продаж. Поэтому она не даёт маркетёру забыть о цели работы — продажах. Причём важно, насколько быстро идея даст результат.
Из воронки продаж и скорости отдачи получается матрица идей. Нарастание приоритета я показал стрелочками на картинке. Приоритетный — левый верхний угол.
На примере сверху воронка продаж из пяти этапов, по которым проходят покупатели:
Я переставил этапы так, чтобы близкие к деньгам задачи оказались вверху. Добавил строку «Аналитика», потому что маркетинговые задачи часто связаны с анализом данных.
Для подписчиков Учебки мы сделали удобный шаблон матрицы идей, который можно распечатать и повесить над столом. Маркетёры «ЛидМашины» пользуются им в своих проектах – это не только удобно и практично, но еще и красиво.
Чтобы скачать шаблон, заполните форму ниже.
Как устроена матрица, понятно. Теперь объясню, как сохранять в неё идеи, чтобы те не спутались.
Определяем этап воронки продаж. Результат от идеи покажет, к какому этапу воронки продаж она относится.
Примеры задач, относящихся к каждому этапу от охвата до продаж:
Определяем эффект. Сколько человек приведет реклама в соцсетях? Когда мы начнем получать новых лидов? Кто займет Железный трон? Заранее это определить невозможно. Придётся предполагать.
Для этого я описываю идею в виде эксперимента и отвечаю на два вопроса: «Через сколько времени подводить итоги?» и «При каких условиях я считаю эксперимент успешным?»
Два примера:
Идея для первой задачи даст эффект быстрее. В матрице идей расположу первую идею слева, а вторую — справа.
По этому алгоритму я наполнил матрицу идеями для Школы маркетёров.
Кажется, лучше брать задачи, которые ближе к деньгам — оптимизировать отдел продаж. Но странно перерабатывать скрипты работы менеджеров, если никто не оставляет заявки на сайте. Поэтому обратимся к статистике.
Напротив каждого этапа подпишем, сколько у вас посетителей, лидов, клиентов. А потом посчитаем конверсию из одного этапа в другой.
Теперь выберем задачи одним из двух способов.
В июне и июле промо-страницу Школы маркетёров посетили 2 287 раз 1 735 человек.
Из них 30 человек обратились, пятеро купили места.
Получается воронка продаж:
По-моему, это нормальная воронка для сложных и дорогих услуг. Поэтому я выбрал для плана интернет-маркетинга я выбрал все идеи с очень быстрой отдачей. А с медленной отдачей добавлю потом.
Список в блокноте, схемы и матрица Эйзенхауэра структурируют маркетинговые идеи. Но они не помогают определить задачи, над которыми стоит работать.
Матрица идей основана на воронке продаж и маркетинговой статистике. Поэтому она помогает выбрать задачи для плана интернет-маркетинга из сотни идей.
Чтобы составить план с помощью матрицы идей, следуйте алгоритму.
Готово! У вас получился план интернет-маркетинга.
Когда появятся новые идеи, повторите шаги 3 и 4. А когда в плане кончатся идеи — повторите шаги 5, 6 и 7.
Я веду курс по основам интернет-маркетинга в Школе маркетёров. Матрица идей — один инструмент планирования из четырёх, о которых я рассказываю в курсе.
Другие учителя Школы научат искать ошибки на сайте, продвигать сайт в результатах поиска, запускать целевую страницу, настраивать рекламу в «Яндекс.Директе» и социальных сетях, убеждать с помощью блога, отправлять рассылки.
Ученики делают задания для своих проектов. Поэтому эффективность обучения можно измерить новыми лидами и деньгами.
Занятия в Школе начинаются каждые три месяца. Все 10 мест быстро раскупают.