В апреле 2020 года у нас в Лидмашине произошло важное событие — мы выпустили первую и пока что единственную книгу про inbound-маркетинг на русском языке.
«Безгрешный маркетинг» собрал все знания нашей компании о входящем продвижении. Мы объединили теорию и дополнили практикой. В книге есть не только примеры нашей работы, но и возможность попробовать запустить inbound-маркетинг самостоятельно — с помощью упражнений.
Знакомство с аудиторией — первый и самый важный этап создания блога. Мы предлагаем вам прочитать фрагмент из книги, который поможет понять тех, для кого вы собираетесь писать.
Исходящей рекламе абсолютно все равно, знает потребитель о продукте или нет. Она не делит пользователей на своих и чужих. В офлайне у нее просто нет такого функционала. Уличный баннер не запомнит всех, кто смотрел на него дольше 15 секунд. А газетная страница не подаст сигнал рекламодателю, если читатель обвел объявление красным маркером.
Конечно, исходящая интернет-реклама легко отслеживает и сегментирует аудиторию. У нее очень крутой функционал, но работать с ним умеют единицы. Поэтому мы видим не интересующие нас сообщения, рекламу компаний из других городов или сотни объявлений от ресторана, еда в котором нам не понравилась.
За реальными примерами далеко ходить не надо. Продавцы книг любят грешить ремаркетингом. Я часто покупаю бумажные книги и сравниваю цены в разных магазинах. Каждый из них видит во мне потенциального клиента и, конечно, хочет «вернуть». Бывает, что я уже успела выбрать, заказать, получить и даже прочитать книгу, а интернет-магазины все предлагают мне ее купить. Зачем? Одним рекламодателям известно.
Входящий маркетинг легко делит всю интернет-аудиторию на потенциальных клиентов и остальных. Делает это он (а точнее, вы) с помощью тематики статей.
В блог про пластиковые окна не придут случайные люди. Все посетители — это либо те, кто планирует поменять окна, либо те, у кого возникли с ними проблемы. И те и другие — потенциальные клиенты оконной компании.
Если вы правильно поймете интересы и боль своей целевой аудитории, то inbound-маркетинг в принципе не будет ошибаться, и к вам станут приходить только те люди, которые могут решить свои проблемы с помощью вашего продукта.
Причем сделают это они не один раз, как в случае с исходящей рекламой, а будут делать постоянно. Потому что на смену людям, которые уже решили проблему с вашей помощью, просто придут новые.
Как понять свою целевую аудиторию и их интересы, сейчас разберемся.
Чтобы понять, что интересует вашу целевую аудиторию, ее для начала нужно узнать.
Пример портрета я подсмотрела у специалиста по inbound- и email-маркетингу Андрея Зинкевича. Образ потенциального покупателя он составляет из следующих элементов:
Здесь есть несколько путей. Самый простой — опрос реальных клиентов. Можете послать рассылку с вопроса- ми или просто обзвонить. Поверьте, общение откроет вам много нового о целевой аудитории, а клиенты почувствуют свою значимость для компании.
Но есть у этого способа и недостатки:
— не все клиенты захотят с вами общаться;
— желающие будут готовы ответить максимум на 5–10 вопросов;
— участники опроса могут скрыть реальные данные.
Чтобы справиться с этой задачей, используйте социальные сети. Андрей Зинкевич предлагает выбрать десять клиентов и найти их в соцсетях. Если клиентов еще нет, то предположите, кто из ваших знакомых мог бы с наибольшей вероятностью стать клиентом, и возьмите их профили за основу.
Из профилей выписывайте информацию для портретов: пол, возраст, место работы, семейное положение, увлечения. Кроме того, вы узнаете, где обитает ваша аудитория: соцсети, группы и паблики, площадки.
Недостающие данные можете попытаться получить у клиентов лично. Конечно, о заработке они могут рассказывать неохотно, но проблемами и опасениями, от которых избавились с вашей помощью, поделятся с радостью.
Прямо сейчас найдите профиль вашего клиента в социальных сетях и внесите его данные в табличку. Вспомните, с какой проблемой он обращался и как вы ее решили. Подумайте, о чем ему было бы интересно прочитать в вашем блоге.
Этот портрет станет первым. Продолжите эту работу и соберите 5–10 таких портретов, чтобы получить более полное представление об интересах ваших потенциальных читателей.
Собирать данные нелегко даже в бушующем мире социаль- ных сетей. Иногда компаниям просто не хватает информации, чтобы отыскать своих клиентов в соцсетях и познакомиться с ними поближе. Что в такой ситуации делают грешные контент-маркетологи? Пишут обезличенные статьи и, что называется, стреляют из пушки по воробьям. Но этот подход неверный.
Однажды я работала с компанией, возраст целевой аудитории которой начинался с 45 лет. Найти лояльных клиентов, которые уже пользовались продуктом, оказалось непросто. Многих из них не было в соцсетях.
Понять аудиторию помогла специфика продукта — это были медицинские тренажеры, которые используются при двадцати заболеваниях. Написать нужно было о каждом недуге. Как понять, кому такие статьи будут интересны? Изучить группу риска заболевания. Например, о варикозе читают обычно женщины старше тридцати, а об ишемической болезни — люди старше пятидесяти лет.
«Но это неполный портрет!» — скажете вы и будете правы. Чтобы наконец узнать аудиторию заказчика, мы занялись распространением статей в подходящих по тематике пабликах (подробнее об этом в Грехе N4) от имени 47-летней Елены. Материалы быстро обрели популярность и «набрали классы». Через месяц из тех, кто реагировал на статьи, я выбрала самых активных и проанализировала их страницы. Так я составила портреты, и статьи стали еще более эффективными.
К чему эта история?
Если на первых порах не получилось создать идеальный портрет — работайте с тем, что есть. Если грамотно использовать эти данные, читатели вас все равно найдут, и вы сможете познакомиться поближе. Главное — обязательно составляйте портреты целевой аудитории.
В inbound-маркетинге определить целевую аудиторию — лишь полдела. Чтобы попасть в маркетинговый рай, нужно узнать и понять, о чем вашим людям интересно читать.
Маркетолог, который создает блог, черпает идеи из разговоров с сотрудниками, директором, управляющими, продавцами и техническими специалистами. Так он узнает об особенностях продукта, запросах клиентов, частых вопросах к отделу продаж.
Если вы руководитель компании, то, скорее всего, эта информация у вас уже есть. Но я все равно рекомендую пообщаться с сотрудниками, которые каждый день работают с реальными клиентами. Вы обязательно узнаете что-нибудь новенькое.
Когда информация о целевой аудитории, мысли и знания о продукте осели в голове, останется все систематизировать. Для этого есть три основных инструмента:
1. Карта контента — здесь вы предполагаете,о чем можете рассказать посетителям вашего блога;
2. Семантическое ядро — здесь вы проверяете, действительно ли это интересует ваших потенциальных читателей;
3. Контент-план — здесь вы выбираете конкретные темы, которые будете раскрывать в ближайшие месяцы.
Карта контента — разновидность ментальной карты (mindmap). Только вместо идей о бизнесе или проекте ее нужно наполнить возможными темами статей. Существует много сервисов, чтобы систематизировать ваши идеи, но мы обычно пользуемся двумя — MindMeister и Mind42. Они похожи по функционалу, но первый красивый и стильный, а второй бесплатно сохраняет файлы в форматах pdf, jpeg и других — это плюс, если вам нужно кому-то показать карту, а этот человек не хочет разбираться в MindMeister.
На первый взгляд, громоздко и сложно, но на самом деле механика укладывается в пять простых шагов. Разберемся, как мы заполняли карту контента для блога про пластиковые окна.
Выделяем очевидные сегменты. В любом деле есть постоянные составляющие — положите их в основу карты контента.
Разделяем на узкие направления. Очевидно, что в блоге об окнах за банальным «Окно» прячется множество вопросов или подтем. Выпишите их, но не углубляйтесь. Сейчас нам нужно то, что находится на поверхности: виды окон, их элементы, различия.
Повторите этот и следующие пункты с каждым сегментом.
Добавляем частные вопросы. В блоге о пластиковых окнах можно рассказать, что окно состоит из профиля и стекол, описать их виды, различия, особенности пластика и фурнитуры.
Объединяем похожие темы.Не исключено,что некоторые темы будут пересекаться — связываем их стрелками. Так проще понять, где ждать повторов и как лучше разместить темы в будущем контент-плане.
Сверяем карту с портретами целевой аудитории. За четыре простых шага мы проделали львиную долю работы: наштурмили несколько десятков тем, разобрали их по группам, выделили схожие. Осталось сравнить красоту с портретами целевой аудитории.
Для наглядности можно раскрасить:
— Желтые — собираются поменять окна.
— Красные — собираются впервые поставить окна.
— Синие — дизайнеры, которые приходят в блог за идеями для проектов.
— Зеленые — те, кто недавно установил окна.
Наша карта контента готова. А ваша? Попробуйте набросать похожую карту прямо на следующей странице. А дальше мы научимся проверять, насколько наши представления об интересах аудитории совпадают с реальностью.
Узнать больше об инструментах вы можете в наших статьях:
Инструмент №2. Чего хотят читатели? Составляем семантическое ядро для блога
Инструмент №3. Как за час написать контент-план для блога на год
Или прочитать в книге «Безгрешный маркетинг».