Inbound-маркетинг — инструмент, который помогает познакомить потенциальных клиентов со сложным продуктом. Но сложными бывают не только физические вещи, иногда тема может быть трудной с моральной точки зрения. Вопросы принятия, адаптации, взаимодействия людей с интеллектуальными особенностями в нашем обществе даются нелегко.
Inbound подходит для того, чтобы объяснять сложные вещи на любом уровне. Мы проверили это вместе со Специальной Олимпиадой и в этом кейсе хотим рассказать, что у нас получилось.
Special Olympics International — международная организация, которая помогает людям с интеллектуальными нарушениями стать частью сообщества с помощью спорта. В России также есть отделение Специальной Олимпиады, которое в 2023 году примет Всемирные Зимние игры в Казани.
Специальная Олимпиада началась с семейного лагеря во дворе дома Кеннеди. Сейчас это движение, в котором 5 млн человек из 193 стран мира. Россия присоединилась к движению в 1999 году. Спортивные мероприятия проходят в 62 регионах.
Для представителей Специальной Олимпиады в России важно разрушить стереотипное восприятие людей с инвалидностью и сделать шаг на пути к инклюзивному обществу, где рады всем и где все люди включены в жизнь вне зависимости от своих особенностей.
В нашей стране мало информации о людях с интеллектуальными нарушениями (ментальной инвалидностью). Официальный диагноз — «умственная отсталость». В обществе такой термин часто используют как оскорбление, не воспринимают инвалидов, как людей, способных добиться чего-то в жизни.
Те, кто близко не сталкивался или не знают тех, у кого диагностированы интеллектуальные нарушения, не понимают, как с ними общаться, чего ожидать. Часто боятся неадекватной реакции и не готовы к взаимодействию.
Рассказать о Специальной Олимпиаде, принципах инклюзии и разрушить мифы — почти как рассказать про сложный продукт или услугу, только с большей социальной ответственностью.
Руководство Специальной Олимпиады России обратилось в Лидмашину, чтобы разъяснить непростые вещи через inbound-маркетинг — написать статьи в блог, которые ответят на вопросы:
Проект мы начали со стандартных inbound-процедур: определили целевую аудиторию, сделали карту контента и собрали семантическое ядро. Но так как у блога была более глубокая миссия, то важнее всего оказалась именно контент-стратегия.
Тематику блога мы сформулировали так:
«Блог об инклюзивной революции, спорте и не только. Про людей с безграничными возможностями и их друзей»
В рамках этого посыла мы определили три рубрики и цели:
Через истории атлетов, тренеров, волонтеров показать, как спорт меняет жизнь, как маленькие шаги приводят к большому результату.
Например, история девочки, в честь которой назван закон в США: там на федеральном уровне отменили фразу «отсталый» в формулировках. Или рассказ про две школы в удмуртском селе — общеобразовательной и коррекционной, — ученики которых не ладили между собой, а потом стали играть в одной команде по волейболу и подружились.
А еще истории особенных мам, которые стали вдохновением для других семей, и тренеров, которые бесплатно ведут занятия.
О движении, правилах, подробностях программ, мероприятиях и видах спорта.
Юнифайд-спорт отличается тем, что в командах вместе тренируются спортсмены с ментальными нарушениями и без.
Рассказываем, чем отличаются адаптивные виды спорта, с какими трудностями в работе сталкиваются региональные отделения. Пишем про особенности юнифайд-спорта.
Одна из задач — ломать стереотипы (развенчивать мифы), в том числе о том, что спортивные секции открыты только для детей и подростков.
Например, мы писали про Санкт-Петербургскую команду по фигурному катанию, где есть единственная в стране юнифайд-пара, где атлет уже почти 30 лет тренируется и выступает на соревнованиях.
Про поддержку родителей, об особенностях развития детей, про работу для людей с инвалидностью, об инклюзивных сообществах: мастерских и клубах.
Например, подборка фильмов о людях с синдромом Дауна, рекомендации психологов для родителей особенных детей. Напоминаем, как важно родителям уделять время себе, не сосредотачиваться только на ребенке и его реабилитации.
А еще партнерские материалы с фондами, близкими по духу и направлению работы. Это хорошо и для распространения в том числе: обмениваемся аудиторией, повышаем охваты.
Контент важен в любом inbound-проекте, но для Специальной Олимпиады материалы — особенная часть. Если обычно мы взаимодействуем с компанией: отделом продаж, менеджерами, управлением, то здесь список «контактных лиц» просто огромен. Мы каждую неделю созваниваемся не только с представителями самой Специальной Олимпиады, но и с участниками движения: руководителями региональных отделений, тренерами, атлетами и их родителями.
После этого готовим текст статьи и согласовываем его с героем перед публикацией, чтобы проверить все факты и убедиться, что формулировки корректные.
Схема взаимодействия с экспертами — спортивными психологами, специалистами по адаптивному спорту, врачами — такая же.
Кроме того, мы пользуемся зарубежными источниками. Обязательно проверенными. Мы ищем интересный зарубежный опыт, который может пригодиться тренерам, волонтерам и родителям.
К переводам стараемся добавлять комментарии российских специалистов. Например, статью про домашние спортивные игры тренер по адаптивной физкультуре дополнил рекомендациями для родителей: какими подручными средствами заменить инвентарь, как организовать тренировки так, чтобы избежать травм.
Если нет подходящего фотоматериала, дизайнер отрисовывает обложки для статей. Использует фирменные цвета и рекомендации из брендбука организации.
Сложность в том, что в блоге мы используем корректные этические формулировки, которые не всегда совпадают с официальными названиями и общепринятыми выражениями. Иногда попасть в выдачу получается, если частотный ключ фигурирует в тексте статьи. Например, ключ в поиске — «поддержка родителей детей-инвалидов», а ключ в статье — «поддержка родителей детей с инвалидностью». В примере ниже нам помогло название организации. Статья попала в первую страницу выдачи.
Иногда же «Яндекс» и Google понимают, что выражения синонимичны. К примеру, мы используем ключи «игрыфильмы про людей с синдромом Дауна», но по запросам «игры для даунов, фильм про даунов» к нам на сайт тоже приходят.
Выстреливают и статьи по подходящим ключам. Весной клиент попросил сделать подборку материалов об инклюзии и о том, как объяснить это понятие простыми словами. Оказалось, что на русском языке таких статей практически не нашлось. В марте мы опубликовали статью в блоге, летом она попала в топ Google и стала приносить больше трафика, чем главная страница сайта.
Данные за апрель 2021
Данные за август 2021
В работе мы используем три способа:
1. Размещаем ссылки в сообществах, близких по тематике. Это старый метод, и во многих отраслях он уже перестал работать, но у нас все еще живет.
Мы ищем группы родителей, фондов, реабилитационных центров. Смотрим, в каких сообществах состоят участники движения, активные в соцсетях. Знакомимся с админами, рассказываем про блог и договариваемся о публикациях с размещением ссылки на статью.
Например, у нас была статья про мальчика, который пришел на иппотерапию со сложным диагнозом, путал право и лево. После курса реабилитации начал заниматься конным спортом, а потом устроился на работу конюхом. Ее мы предлагали в сообщества про конный спорт и иппотерапию.
Пример публикации в сообществе ВКонтакте
2. Блогеры — ищем активных представителей инклюзивного общества в соцсетях и готовим про них материалы. К примеру, брали интервью у мамы шестерых детей, на чей инстаграм подписан миллион человек.
3. Рассылки. Сейчас в базе 800 человек. В основном на нас подписаны представители учреждений, которые задействованы в Специальном олимпийском движении, но мы стараемся собирать новую аудиторию (чаще родителей) с помощью полезных материалов — лид-магнитов. К примеру, расписания занятий, чтобы отмечать прогресс тренировок на развитие разных навыков. Полезно для семей и тренеров.
Самый эффективный канал сейчас — работа с блогерами.
До блога в мае 2020 на сайте было 1000 посетителей, через год работы inbound-маркетинга — 11000 новых посетителей в месяц, из них 8000 пришли через блог.
Данные метрики за май 2020 года — блог еще не работает.
Данные метрики за июль 2021 года: через год после запуска блога.
Сейчас к inbound-маркетингу мы добавили SMM, но о его результатах уже в следующем кейсе.
Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады в Казани из-за коронавируса перенесли с 2022 года на 2023, будет время рассказать о движении еще большему количеству людей. Ура!