Билл Гейтс в свое время правильно подметил: «Если компании нет в Интернете, значит, её совсем нет».
Для этой книги эту цитату можно изменить:
Если у компании нет онлайн-каналов продаж — вы явно недозарабатываете.
Сегодня компании стремительно уходят в онлайн-каналы продаж — и ковид с его побочными для бизнеса эффектами в виде самоизоляции, карантина и дистанцирования значительно этому способствовал.
Компании делают сайты (ими уже не удивишь — удивляет их отсутствие или корявость) и создают мобильные приложения.
Они учатся продавать в соцсетях (и сами соцсети предоставляют бизнесу все больше и больше возможностей для этого).
Агрегаторы, доски объявлений, классифайды, купонаторы, маркетплейсы, платформы* и торговые онлайн-площадки (часть из этого списка, кстати, не каналы продаж — будьте внимательнее) подминают под себя ассортимент и маржу поставщиков. Корректнее было бы написать «продают все больше» или «расширяют линейку продуктов/услуг» — но увы, именно подминают. Решать работать или не работать с ними, защищаться от выкручивания рук и торговаться вам.
Про ассортимент. Озон, например, если вы не заметили, начал продавать легковые автомобили — и, думаю, продажа квартир в новостройках или загородных домов в коттеджных поселках на этой площадке не за горами.
У меня из головы не выходит фраза, которую прочитал в книге «Платформа»: «Или вы платформа — или вы работаете на платформу». Аминь!
Давайте чуть подробнее поговорим о каждом.
К каналам продаж онлайн отнесем — снова в алфавитном порядке — только пять каналов:
Внимательный читатель спросит: а аукцион онлайн — это аукцион (ивент) или торговая площадка?
Я бы ответил — второе.
И если бы вы не согласились, я бы спорить не стал.
Грань тонка.
Если коротко, это гипермаркеты в интернете. Совокупный объем продаж в российских маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Беру, CDEK Маркет, Joom, Lamoda...) за 2020 год составил более 2,5 триллионов рублей. У каждого гипермаркета огромный клиентский трафик, почти у всех есть удобные мобильные приложения.
Плюсы для бизнеса:
+ не нужно тратить время и средства на продвижение и юзабилити своего сайта, особенно, если ниша конкурентная.
Минусы:
Агрегаторы. Не путаем с маркетплейсом. Похожи внешне, но у агрегатора, в отличие от маркетплейса, нет функционала, позволяющего совершать продажу.
В нашей классификации это канал коммуникаций (да, да).
Умеет сравнивать цены, предоставляет информацию о наличии и при этом подбирает лучшие варианты. Но чтобы заказать продукт, посетителю придется переходить на сайт продавца.
Так же как как и маркетплейсы, бывают нишевые и смешанного типа.
Эффективно работают в сферах с высоким средним чеком.
Зарабатывают на трафике, который приводят своим клиентам, или на рекламе.
Удобно для людей, не расстающихся со смартфоном, — не нужен лэптоп и ты можешь купить то, что тебе нужно прямо из приложения.
Предприниматели считают, что создать мобильное приложение — это дорого.
Уже не так. Есть много специализированных сервисов, которые позволят самостоятельно сделать мобильное приложение под ваши задачи.
Какие сервисы выбрать?
Вот топ-10 сервисов по созданию мобильных приложений:
Кстати, обратите внимание, как много сервисов начинаются на букву A.
Не случайно. Так вы попадаете в начало рейтингов. Но, впрочем, это уже тема другой книги.
Могут быть компании и продукты (например, сайт девелоперской компании и сайт отдельного жилого комплекса).
Бывают самого разного типа: интернет-магазины, сайты-визитки, сайты-каталоги, лэндинги, презентационные сайты...
Сегодня компания без сайта — не компания. И это должен быть не просто сайт, а сайт, который выгодно отличает вас от ваших конкурентов и выполняет другие важные для вас задачи (хорошо продает, как минимум).
Это и важная точка контакта, по которой складывается впечатление у ваших клиентов, партнеров, конкурентов.
Каким должен быть сайт? Ниже минимальный минимум требований к нему (больше на сайте Лидмашины).
Красивым. Опрятным. SEO — правильным.
Показывать сходу преимущества вашей компании/продукта
Юзабильным (удобным): есть правило трех кликов — посетитель должен найти любую интересующую его информацию в три клика.
Сейчас будет открытие года и гордость за наших.
Все считают социальные сети каналами продаж и даже в моей картине мира социальная сеть Pinterest начала продавать первой.
Ан нет.
Работая над книгой, я попросил коллег из Лидмашины разобраться в этой теме.
Они добросовестно (а по-другому мы не работаем) покопали тему, и вот их выводы (я кратко-кратко):
В этом же направлении (продажи) надо думать и работать бизнесам.
Пока многие компании/предприниматели используют соцсети только как канал коммуникаций или даже визитную карточку.
Эволюция работы в соцсетях такая: визитка — канал коммуникаций — СМИ — канал продаж.
Конечно, у вас могут быть оправдания.
Во-первых, порой это не выгодно, маржа и ресурсы бизнеса продавать через соцсети не позволяют.
Во-вторых, продукт/услуга может быть специфической.
В-третьих, многие компании/предприниматели просто не знают о такой возможности.
Это интересно. При современном уровне развития поисковых сервисов, найти что-то полезное не проблема (проблема выбрать нужное и потом сделать).
Я набрал в Яндексе «как запустить интернет-магазин в Инстраграм» и на первой же странице выдачи (я обычно просматриваю 10 страниц выдачи) нашел отличное пособие — миникнигу в PDF «Как открыть интернет-магазин в Instagram с нуля: пособие для начинающих».
Иногда их называют B2B площадки. Здесь можно быстро начать торговлю, найти проверенного поставщика и/или нужного покупателя.
Бывают они разные: отраслевые, региональные, федеральные, международные.
По сути, это маркетплейсы для бизнеса, c базами в сотни тысяч компаний.
Чтобы этот канал продаж заработал хорошо, лучше быть представленным сразу на нескольких крупных B2B площадках.
Топ-5 B2B площадок Рунета:
Контрольный вопрос: подходят ли онлайн каналы продаж (маркетплейсы, мобильные приложения, сайты, социальные сети, торговые площадки) для вашего бизнеса/вашей ситуации?
Какие каналы продаж в интернете знаете вы? О каких мы забыли упомянуть? Пишите в комментариях.