Мы в Лидмашине помогаем компаниям научиться грамотно и эффективно пользоваться инструментами интернет-маркетинга. Раз в год мы выбираем и исследуем одну из сфер бизнеса,чтобы увидеть типичные ошибки и показать точки роста для компаний с учетом специфики отрасли.
В этом году мы проверили частные школы. Насколько хорошо они используют интернет-маркетинг расскажу в этой новелле статье, а полную версию романа исследования вы можете получить, если подпишитесь на рассылку.
Частное школьное образование совсем недавно стали рассматривать как сферу, где возможны серьезные бизнес-проекты. По этой причине многие инструменты интернет-маркетинга школы используют не в полную силу и не получают от них того результата, который получают другие B2C компании.
Некоторые могут сказать, что все школы одинаковые, поэтому они не используют рекламу и сайт как способ продвижения. Якобы им нечего показывать. Но это неправда.
Мы изучили 30 учебных заведений и можем сказать, что все они отличаются ценностями, оргструктурой, педагогическими методиками, но их сайты остаются безликими, не передающими той уникальности, которой обладают школы.
И эта внешняя схожесть — проблема для потенциальных «покупателей», то есть родителей. При выборе школы они отдают предпочтение рекомендациям, чьему-либо мнению и опыту. Других компетентных источников информации нет. Сайты школ говорят одно и то же или не говорят совсем ничего. Поэтому мы решили провести исследование интернет-маркетинга частных школ и помочь им это исправить.
В рамках исследования мы решили рассмотреть 30 разных по организационным моделям, возрасту и географии частных школ России. Мы отобрали их вместе с нашими экспертами в сфере частного образования:
— Мария Васильева, автор проекта «ПРОвыбор», консультант по выбору школ, эксперт рэнкинга частных школ Forbes, соавтор методологии «Барометр бренда школы»
— Рая Ивановская, руководитель студии дизайна образовательных пространств «Design for School», соавтор методологии «Барометр бренда школы»
— Марина Рагозина и Наталья Король, соавторы проекта «Просто учиться», авторы исследования рынка частного школьного образования в Санкт-Петербурге.
Список школ получится очень разносторонний и внушительный:
Нам важно было сделать исследование понятным даже для не погруженного в мир интернет-маркетинга читателя. И мы смогли это сделать.
По отзывам учителей, мы поняли, что они не всегда осознают, зачем школа выкладывает новости на сайте или ведет соцсети. Им казалось, что эта работа неважная и только отнимает время. Но после презентаций исследования мы получили обратную связь: преподаватели говорили нам, что наконец осознали важность маркетинговых коммуникаций и теперь готовы принимать в них участие. И даже вести собственные странички в социальных сетях.
Нашим проводником в мир частных школ стала эксперт в сфере образования Мария Васильева. Она помогла нам погрузиться в сферу, понять целевую аудиторию, ее запросы и боли.
Вооружившись экспертной информацией и нашей схемой интернет-маркетинга, мы разработали 71 критерий, по которым оценили работу школ по трем направлениям: источники трафика, ядро и обработчик лидов. Кроме того, мы адаптировали 33 критерия из проекта Барометр Бренда для оценки брендинга школ в интернет-пространстве.
По каждому направлению мы сделали простые чек-листы, по которым можно проверить состояние интернет-маркетинга школы, определить слабые точки, в которых проседает digital-продвижение, и быстро их устранить.
«Лидмашина» исследовала маркетинг школ по трем большим блокам:
Привлеченные эксперты оценивали брендинг школ.
Найдем ошибки в интернет-маркетинге вашего учебного заведения в рамках веб-аналитики
Проверяйте!В развязке расскажу подробнее про блоки, в которых мы нашли больше всего проблем.
У школ печальные дела с inbound-маркетингом. У 12 школ есть блог, 9 из них обновляют его хотя бы раз в месяц. Лишь 4 школы из 30 разместили на своем сайте форму подписки на рассылку, 2 школы используют в своей работе лид-магниты. Только у 2 школ приходят приветственные письма, а рассылки мы не дождались ни от кого.
Мы проводили исследование весной 2022 года, в сложные для email-маркетинга времена в России: большинство сервисов рассылок перестали работать или стали намного дороже из-за изменившегося курса доллара. Возможно такой низкий показатель связан именно с этим. Но это не является оправданием для прекращения рассылок: всегда можно поменять сервис рассылок, повесить предупреждение на форму подписки о сбоях, связанных с переездом, временно заменить форму подписки на форму сбора данных, но точно не отказываться от этого источника трафика.
Школы напрасно так мало используют входящий маркетинг. Inbound-метод помогает устанавливать глубинные связи с целевой, а главное, заинтересованной аудиторией.
Подробнее об Inboundе можно прочитать в нашей книге «Безгрешный маркетинг».
Количество пользователей, просматривающих сайты со смартфонов, из года в год растет. К тому же современные поисковые системы всё больше ориентируются на мобильную аудиторию и могут понижать в выдаче сайты без мобильной версии.
В 2020 году более 55% онлайн-покупок потребители совершили с мобильных телефонов. Да, путь к покупке у родителей, которые выбирают частную школу для ребенка, ощутимо длиннее, чем при выборе техники или повседневных товаров. Но не забывайте про то, что «касания» с будущим учебным заведением перед принятием решения все чаще происходят с помощью мобильного телефона или планшета.
Всего 10 сайтов из 30 оптимизированы под мобильную версию. У 20 сайтов из 30 хорошая скорость загрузки для ПК. А вот со временем загрузки в мобильных версиях справились сайты только 10 школ.
Важно понимать, что у пользователей мобильных устройств терпения еще меньше, чем у пользователей ПК. Они покинут сайт, если ждать придется слишком долго. Этот факт нельзя оставлять без внимания, нужно искать способы ускорить сайт на мобильных, один из них — турбо-страницы «Яндекса».
Сайт и социальные сети могут работать отлично, может быть грамотно настроена реклама, сайт может быть представлен на всех известных площадках и агрегаторах. Но все это не будет иметь никакого смысла, если обработчик лидов работает неправильно. Не все сайты продают в один клик. Когда речь идет о сложных или дорогих услугах, цель сайта — обращения.
Для проверки обработчика лидов мы перевоплотились в тайного покупателя, сочинили легенду и отправились звонить.
В школы было сложно дозвониться и еще сложнее разговорить человека, находящегося на другом конце трубки.
Из тех результатов, что мы получили вывод простой: в большинстве случаев обрабатывают обращения не обученные менеджеры по продажам, а все, у кого в зоне доступа оказывается телефонная трубка. Часто нам отвечала бухгалтерия и переадресовывала куда-то еще. Часто трубку брал секретарь и сам пытался ответить на наши вопросы в режиме «справочной службы». Во многих школах нам отвечали или перезванивали сами директора школ.
Даже не во все школы мы смогли дозвониться. С представителями 6 школ мы так и не поговорили. С тем, чтобы поприветствовать собеседника, справились не все менеджеры: 7 представителей частных школ решили, что это — ненужные формальности и сэкономили время даже на этом. Про потребности уточнили тоже 6 школ, и все те же 6 школ аргументировали плюсы компании (часть из них сделали это только после наводящих вопросов тайного покупателя).
За время, пока мы готовили исследование и проводили презентацию его результатов, нам не перезвонил ни один представитель школы с уточнением решения или дополнительными предложениями. Но, спустя некоторое время, из одной школы нам все же поступил звонок с предложением посетить день открытых дверей.
Так что в тексте исследования нам не перезвонил никто, а сейчас мы с гордостью говорим: 1 из 30 школ.
Если вам интересно попробовать себя в роли тайного покупателя и самостоятельно проверить работу отдела продаж, то вам будет полезна статья Как стать тайным покупателем для собственного бизнеса.
Многие родители выбирают частную школу за несколько лет до поступления ребенка в школу. Относятся к образованию ребенка как к инвестиции. Обращаются к консультантам, смотрят отзывы, изучают методику преподавания и результаты учеников. Родители принимают решение, учитывая также позиционирование школы, ее брендинг, репутацию.
Но в учебных учреждениях существует устойчивое мнение, что работа с брендом — это не про школу, что самое главное — это качество образования, которое всегда скажет само за себя. Вкладывать деньги и время в дизайн фирменного стиля или пространства, работать над системностью коммуникаций и цельностью своего образа — это вторичная, менее существенная задача, что-то наподобие красивой обертки.
На наш взгляд, это все элементы одного целого. Вокруг бренда формируется культура и комьюнити, а значит и живая среда, которая работает на образование ребенка. Поэтому наши коллеги, эксперты в сфере частного образования, оценили сайты школ с точки зрения брендинга.
Некоторые критерии перекликались с тем, что мы уже разбирали ранее, но здесь мы рассматривали их не с точки зрения ядра или источников трафика, а с точки зрения составляющих бренда.
Этот раздел проверяли приглашенные эксперты в сфере частного образования. Они оценили сайты школ с точки зрения брендинга. Вот что по этому разделу говорит основатель консультационного сервиса для родителей и инвесторов «ПРОвыбор», соавтор методологии «Барометр бренда школы» Мария Васильева:
Системные ошибки.
Сайты у школ, соцсети, упоминания в СМИ часто живут отдельной друг от друга жизнью. Было бы удобно, чтобы сайт школы был навигатором по жизни и позиционированию школы.
Частая «болезнь» — говорить про педагогические методики, выставляя их как конкурентное преимущество, и ничего не говорить на сайте про программы. Скорее говорят про это школы без лицензии, чтобы отвлечь внимание от того, что они не умеют работать с программами и образовательными результатами. Сами методики не говорят ничего ни о качестве образования, ни о том продукте, который получат родители на выходе.
Не всегда пишут под стоимостью период оплаты. В частных школах принято в договорах писать стоимость за год, а на сайтах — за месяц и не всегда ясно, за какой период стоимость.
Очень приветствую, когда школа говорит о конкретных измеримых результатах на каждом уровне образования и демонстрирует их артефакты в виде проектных работ, побед в олимпиадах, сданных экзаменов и пр.
Когда лозунги имеют доказательства — это очень ценно!
ВАЖНО: что исследование проводится в моменте, что эксперты заметили только то, что было на момент исследования в информационном поле.
Школы, которые представлены только как начальная школа, не говорят, что они только началка, не решены вопросы преемственности.
Школы не переключились на контакт и тг, на сайтах все еще находятся ссылки на инстаграм* или фейсбук*.
В большинстве случаев только по сайту невозможно составить представление как об образовательных пространствах школы, так и об артефактах деятельности детей и педагогов, перекрестные ссылки на соцсети часто отсутствуют.
Жизнь после исследования: прислушались ли частные школы к нашим советам?
Читать статьюИнтернет‐маркетинг — сильный работающий инструмент, который помогает бизнесу. Важно контролировать, анализировать и улучшать взаимодействие с посетителем: от привлечения до звонка менеджеру по продажам.
В этой статье мы немного рассказали вам о подготовке исследования и разобрали самые распространенные ошибки и недоработки интернет-маркетинга частных школ.
В отчете вы найдете больше информации, которая поможет школам работать лучше, правильно рассказывать о себе, находить именно «своих» родителей и детей. Внутри вы увидите:
Мы проанализировали всех участников исследования по 71 критерию интернет-маркетинга и 33 критериям брендинга, определили лучших и худших в работе с источниками трафика, ядром сайта, обработчиком лидов и брендинга. Заполните форму ниже, и мы пришлем отчет вам на почту.
*Meta — запрещенная в России экстремистская организация.